Девятый ежегодный Евразийский медиафорум прошел в Алматы 27–28 апреля. Одной из самых горячо обсуждаемых на медиа-форуме стала тема “Таможенный союз: проблемы и перспективы”.По словам исполнительного директора Фонда Первого Президента Бектаса Мухамеджанова, выступавшего в качестве модератора “круглого стола”, в период с ноября 2009 года по сегодняшний день в СМИ опубликовано 5897 материалов на эту тему. По тональности – 32 процента публикаций позитивны, 28,5 – негативны, более 36 процентов – нейтральны.Как полагает заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при президенте Республики Беларусь Сергей Кизима, Таможенный союз – это новая идея по реализации старого проекта о создании единого экономического пространства, который захлебнулся из-за развала Союза.– Приоритеты Беларуси в Таможенном союзе – это прежде всего формирование зоны свободной торговли между Россией и Евросоюзом, создание общего рынка на 670 миллионов человек, толчок к восстановлению промышленного потенциала Беларуси перед вступлением в ВТО.Казахстанские эксперты в своих мнениях по поводу Таможенного союза разошлись. Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов отметил, что протекционистская политика России, защищающей интересы ее производителей, автоматически перейдет на Казахстан и Беларусь. При этом, по словам политолога Бурихана Нурмухамедова, Беларусь хотя бы имеет за лояльность от России неплохие дивиденды. Он считает, что в вопросах Таможенного союза Россия должна идти по пути уступок для своих партнеров.Впрочем, все выпады оппонентов Таможенного союза были почти скороговоркой отвергнуты представителями Министерства экономического развития и Министерства финансов Казахстана, которые очень торопились на самолет. По их мнению, комиссия Таможенного союза будет решать все возникающие вопросы коллегиально.Алан Касаев, руководитель редакции стран СНГ и Балтии РИА “Новости”:– Очевидна неинформированность населения по вопросам Таможенного союза. Материалы о нем в информагентствах, в Интернете и газетах – весьма низкого уровня. А ведь на общественном мнении подорвалась не одна хорошая идея! Если общественное мнение не отзывается на управленческие идеи, то можно будет похоронить данный проект, несмотря на подписанные бумаги.
Жанар Канафина, Марина Хегай, Тахир Сасыков Караван28 апреля 2010