
Завтра, 21 мая, в Санкт-Петербурге состоится встреча
глав правительств стран Таможенного союза (в него входят Белоруссия,
Казахстан и Россия), а также заседание Межгоссовета ЕврАзЭС, тоже на
уровне глав правительств – в формате пяти государств (Белоруссия,
Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан).
Сразу после создания
ТС некоторые скептики стали сравнивать его с МЕРКОСУР – Таможенным
союзом южноамериканских государств, который большую часть времени
тратит на выяснение отношений между участниками.
Первым
испытанием для созданного «тройкой» интеграционного объединения стал
вопрос о вывозных пошлинах на нефть внутри ТС. Официальный Минск
выразил свое недовольство решением России вывести вопрос о нефти и
нефтепродуктах из режима свободной торговли внутри единого таможенного
пространства. Завершением этой позиции стало обращение Беларуси в
Экономический суд СНГ.
В преддверии встречи в Санкт-Петербурге
белорусская сторона утверждает, что ее позиция по отмене вывозных
пошлин на нефть и нефтепродукты будет поддержана и Казахстаном. Весьма
неоднозначно в Белоруссии отнеслись и к введению новых пошлин (равных
российским) на ввоз автомобилей. Россия продолжает настаивать на полной
унификации таможенных правил, связанных с импортом автомобилей.
Предполагается, что Межгоссовет ЕврАзЭс 21 мая утвердит соглашение,
касающееся транзита физическими лицами автомобилей из Белоруссии.
Разница в размерах пошлин на ввоз автомобилей физлицами в России,
Казахстане с одной стороны и Белоруссии с другой делает весьма выгодным
реэкспорт автотранспортных средств из Белоруссии. Например, в России
таможенная пошлина при ввозе автомобиля Mazda-3 2008 года выпуска, с
объемом двигателя 1,6 литра, для физлиц сейчас обходится в 3,6 тыс.
евро, в Белоруссии — 1,12 тыс. евро.
Если Россия последовательно
защищает в рамках ТС интересы своих автопроизводителей, то Беларусь
проводит политику защиты интересов производителей сельхозтехники и
сахарной отрасли. Минск активно добивается от Москвы снятия всех
фитосанитарных ограничений на доступ своей сельхозпродукции на рынок
России.
Большие дискуссии о необходимости ТС идут и в
Казахстане. Бизнес-круги опасаются экспансии российского капитала,
который придет в наиболее финансово привлекательные отрасли экономики
Казахстана. Рядовые граждане боятся повышения цен на товары народного
потребления (прежде всего китайские) из-за введения унифицированных
таможенных тарифов. Озабоченность именно этими вопросами выразил
премьер-министр Казахстана Карим Масимов в начале мая на встрече с
Владимиром Путиным. Тогда главы правительств России и Казахстана
подтвердили намерение двух стран завершить план мероприятий по
формированию Таможенного союза в максимально короткие сроки. Казахстан
понимает экономические выгоды от нахождения в ТС. По словам министра
финансов РК Болата Жамишева, «мы вступаем в ТС для того, чтобы для
бизнеса были созданы условия, возможности работать на рынке, население
которого 170 миллионов человек, поскольку развивать какие-либо
производства исключительно на территории Казахстана с 15-миллионнным
населением значительно сложнее».
Членство в ТС имеет и крайне
важное политическое значение для Астаны. Нахождение в составе мощного,
реально работающего интеграционного объединения позволит Казахстану
проводить более сбалансированную политику в отношение Китая.
Несмотря
на трения, ТС смог сохранить интеграционную динамику, и 21 мая премьеры
России, Белоруссии и Казахстана должны окончательно определить алгоритм
распределение импортных пошлин. Еще в начале весны первый вице-премьер
России Игорь Шувалов заявил, что члены ТС договорились «по очень
сложным вопросам распределения денежных средств» от импортных пошлин и
о «способах начисления денежных средств в национальные счета». 26 марта
2010 комиссия Таможенного союза приняла следующий алгоритм
распределения пошлин: в бюджет России будет поступать 87,97% импортных
пошлин, Белоруссии – 4,7%, а Казахстана – 7,33%. Однако переговоры об
окончательных цифрах шли фактически до последнего дня. И весьма
вероятно, что президент Александр Лукашенко на предстоящей встрече
попытается вновь поднять долю Белоруссии до 5 процентов.
В
Санкт-Петербурге могут быть озвучены многие новые предложения по
интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического
пространства в дальнейшем. По информации ряда источников, в комиссии ТС
будет рассмотрена заявка Киргизии. Предложение о присоединении к ТС
было озвучено еще президентом Бакиевым, сейчас же временное
правительство Киргизии решило форсировать этот процесс. Однако есть
серьезные препятствия для присоединения Бишкека - и это не только
внутриполитическая нестабильность страны, но и членство Киргизии в ВТО.
Кроме того, на предстоящей встрече может быть объявлено об изменении
формата ТС. К вступлению в интеграционное объединение будут приглашены
не только члены ЕврАзЭС, но и все страны СНГ.
Как
представляется, вопрос выстраивания отношений с Украиной может стать в
ближайшее время одной из основных задач для интеграционной «тройки».
Россия, Белоруссия, Казахстан - ведущие внешнеторговые партнеры
Украины, ее товарооборот с участниками Таможенного союза превышает
товарооборот с Евросоюзом.
Начало функционирования Единого
таможенного пространства в рамках ТС неизбежно поставит вопрос о
создании новых наднациональных органов. Россия еще в начале года
предлагала комиссии ТС провести переговоры о создании наднационального
казначейства. Зачисление средств на национальные счета участников ТС в
любом случае потребует создания наднационального органа.
Большие
споры в экспертных кругах вызывает вопрос введения единой валюты ЕЭП,
первой фазой которого и выступает ТС. Плюсы от введения единой валюты
понятны: сейчас большая часть расчетов в рамках интеграционного
объединения проводится в долларах и евро, основные расчетные центры
находятся вне рамок ТС. По факту Россия, Белоруссия, Казахстан через
использование доллара и евро в расчетах кредитуют США и ЕС, Россия же
сейчас крайне заинтересована в придании рублю статуса резервной валюты
на постсоветском пространстве. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
-также сторонник введения единой валюты в ТС. Несколько лет назад он
предлагал проект единой валюты для стран ЕврАзЭС.
Однако
привлекательная идея имеет и определенные подводные камни: введение
единой валюты - это потеря части суверенитета для стран - участниц
проекта. Как показал опыт введения рубля в качестве единой валюты
Союзного государства, вряд ли Александр Лукашенко готов отказаться на
данном этапе от финансового суверенитета.
Некоторые российские
аналитики также сомневаются в целесообразности этого шага. По их
мнению, Россия как ведущая экономика на постсоветском пространстве
через механизм единой валюты будет дотировать более слабые экономики
Беларуси и Казахстана. Кризис евро из-за бюджетной политики стран Южной
Европы усиливает позиции скептиков в отношении единой валюты ЕЭП. Ясно
одно - процесс введения единой валюты ЕЭП не должен быть следствием
директив, а может стать логическим завершением интеграционных процессов
в рамках ЕЭП.
Иннокентий Адясов
РИА Новости, 20 мая 2010
Ссылка на источник:
Какую валюту предпочтет Таможенная «тройка»?