
В пятницу, 21 мая, в Санкт-Петербурге на заседании высшего органа Таможенного союза
премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана должны будут принять
решения по основным параметрам межправительственных соглашений и ряду
статей общего Таможенного кодекса. Подписание этих документов позволит
Таможенному союзу трех стран стать реальностью.
Договор о создании Таможенного союза
и Единого экономического пространства был подписан Белоруссией,
Казахстаном, Россией, Киргизией и Таджикистаном 26 февраля 1999 года.
Цель создания союза - интеграция экономик и расширение сотрудничества
этих государств. Но лишь первые три страны оказались готовы к
относительно быстрой интеграции. По документам Таможенный союз России,
Белоруссии и Казахстана начал действовать с 1 января 2010 года, хотя
фактически единой таможенной территорией они станут лишь с 1 июля
текущего года, когда - после подписания в эту пятницу - начнет
действовать общий Таможенный кодекс.
Смысл и суть союза в том, что таможенный контроль товаров,
предназначенных для России, Белоруссии и Казахстана, будет
осуществляться на внешних границах стран таможенного союза.
Для того, чтобы вся система заработала, помимо введения общего
Таможенного кодекса еще необходимо подписать около двух десятков
международных договоров и ввести в действие с 2012 года единые
технические регламенты, унифицировать принципы санитарного и
ветеринарного контроля.
В кодексе прописаны единый порядок таможенного контроля, процедуры
«растаможки», права и обязанности сотрудников таможни и граждан. На
практике вступление в силу нового документа приведет к тому, что в
отношении товаров из других стран будут применяться одинаковые меры
таможенно-тарифного (например, размер пошлины) и нетарифного (например,
запрет на ввоз или квоты) регулирования. Во взаимной торговле между
государствами таможенного союза не будут применяться ввозные пошлины,
запреты и ограничения, ставка НДС и размер акцизов будут нулевые, а
таможенное законодательство будет унифицировано.
Пошлины «русифицируют»
При введении единого таможенного тарифа импортные пошлины в России
изменятся незначительно. Примерно по 80% товарных позиций (из 9,3
тысяч, применяемых в России) ставки останутся прежними. Предполагается,
что единый тариф сохранит действующие в России ставки на импорт
авиатехники и автомобилей, хотя действующие пошлины на эти товары в
Казахстане и Белоруссии ниже российских.
Примерно 350 таможенных пошлин, применяемых сейчас в России, будут
повышены в среднем на 5%. Вырастут пошлины на импорт отдельных видов
мяса и колбасы, мясных консервов. Рост импортных пошлин в любой стране
таможенного союза почти гарантированно приведет к некоторому повышению
цен на эти товары.
На полторы тысячи ввозимых в Россию товаров в процессе унификации
ставок пошлины будут понижены на 5%. Это фармацевтические субстанции,
ряд товаров бытовой техники, звукозаписывающей аппаратуры, медицинского
оборудования.
Снизится адвалорная ставка (в процентах от стоимости) на ввозимую в
Россию одежду, но одновременно вырастет специфическая составляющая
(фиксированная в валюте), что, по мнению правительства, позволит
защитить российскую легкую промышленность от дешевого китайского и
турецкого импорта. В результате дешевая одежда немного подорожает, а
одежда средней стоимости и выше подешевеет. Таким образом, выгода от
унификации тарифа для каждой страны будет своя - некоторые товары
подорожают, а другие должны подешеветь.
Ожидаются и глобальные выгоды для стран в рамках таможенного союза.
Смягчение таможенной политики должно привести к росту экономик всех
трех государств. «Экономический эффект от создания Таможенного союза
для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана
— более чем в 16 млрд долларов», — говорил президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев. По его словам, Таможенный союз может занять
ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках.
«Совокупные резервы нефти трех наших стран — 90 млрд баррелей. Мы
становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов», — считает он.
Кроме того, на Россию, Белоруссию и Казахстан приходится 17% мирового
экспорта пшеницы. Спикер российской Госдумы Борис Грызлов заметил, что
создание Таможенного союза может принести экономикам стран-участниц по
15% ВВП к 2015 году.
Что изменится для граждан?
Как создание таможенного союза повлияет на жизнь граждан этих
государств? Во многом это будет зависеть от формулировок в документах,
которые пока проходят стадию межправительственного согласования. Как
рассказал начальник главного управления организации таможенного
контроля ФТС Дмитрий Некрасов, на границе граждане государств
таможенного союза должны будут проходить таможенные и паспортные
процедуры в обычном режиме.
Но что такое обычный режим? Поскольку Россия и Белоруссия являются
союзным государством, то жителям этих стран при пересечении границ друг
друга вообще не требуется проходить паспортный и таможенный контроль.
При пересечении же границы Казахстана россиянами и белорусами нужно
будут пройти паспортный контроль и (выборочно) таможенный контроль.
Жестко будут контролировать - даже внутри таможенного союза -
перемещение товаров так называемого двойного назначения, то есть
радиационных материалов, опасных веществ, оружия.
Готовится к подписанию договор об унификации принципов уголовной и
административной ответственности в таможенной сфере. Это значит, что за
совершение «таможенного» правонарушения штрафы и (если правонарушение
является уголовным преступлением) тюремные сроки будут одинаковыми на
территории России, Белоруссии и Казахстана. В документе будут прописаны
обязательства по обмену преступниками: например, россиянина,
совершившего таможенное преступление на территории любой страны союза,
накажут в России. Также таможенники будут обмениваться материалами дел
и вещественными доказательствами.
По всей видимости, тарифные изменения на ввоз автомобилей коснутся
не только тех граждан, которые лишь планируют импортировать машину, но
и покупателей подержанных автомобилей, уже бегающих по дорогам стран
таможенного союза. С 1 января 2010 года в России, Белоруссии и
Казахстане действуют единые таможенные ставки при ввозе автомобилей
юрлицами. Для машин, ввозимых в эти государства физлицами для личного
пользования, ставки отличаются, причем в Белоруссии они ощутимо ниже:
от 0,35 до 0,7 евро за 1 куб. см объема двигателя против российских
2,5-5,8 евро за пятилетнее авто. К примеру, растаможка Audi A6 2003
года выпуска с двигателем 3 л обходится в Белоруссии в 1800 евро против
12 тысяч евро в России, подсчитала газета «Ведомости».
Это может привести к тому, что белорусы будут ввозить в свою страну
импортные автомобили по действующим в стране пониженным пошлинам, а
потом перепродавать их в России. И получать дополнительные прибыли от
продажи своих авто в Россию и Казахстан за счет разницы в пошлинах. По
данным ГТК Белоруссии, в первом квартале 2010 года физлицами было
ввезено почти вдвое больше автомобилей, чем за аналогичный период
прошлого года: 43,7 тысяч против 22 тысяч.
Пока страны не могут договориться о едином размере автопошлины:
каждая настаивает на распространении своих ставок на все государства
союза. В частности, российские дилеры и чиновники опасаются, что с
появлением единого таможенного пространства в страну хлынут дешевые
старые иномарки из Белоруссии. Потому, как рассказал Дмитрий Некрасов,
ФТС предлагает применять временный режим ввоза иномарок,
импортированных в Белоруссию, до 1 июля 2010 года. То есть платить за
ввоз такого авто из Белоруссии в Россию не придется, но при его продаже
в России владелец должен будет заплатить разницу в таможенных платежах.
Сейчас это предложение обсуждается правительством РФ. И если оно будет
принято, то у россиян не будет шанса сэкономить при покупке машины у
белорусского продавца.
Мария Селиванова
РИА Новости, 21 мая 2010
Ссылка на источник:
Таможенный союз: что ждать гражданам?