
Как сообщил прессе в середине июля директор департамента торговых
переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков, страны-участницы
Таможенного союза, а также Таджикистан, Кыргызстан, Армения, Молдавия и
Украина намерены заключить единый договор о свободной торговле,
подразумевающий отмену импортных пошлин.
Договоренность достигнута в Москве по итогам заседания рабочей
группы по подготовке Договора о зоне свободной торговле стран СНГ.
Что свидетельствует о заинтересованности Москвы в том, чтобы со
временем привлечь в Таможенный союз все вышеперечисленные страны. Когда
Россия говорит о потенциале Таможенного союза, то подразумевает именно
постепенное вхождение в интеграционную структуру других государств.
Правда, на этот раз выбран обходной путь. Таможенный союз уже
создан, а интеграция в рамках СНГ только предполагается. В перспективе,
как и в случае с ЕврАзЭС, структуры могут объединить, создав Таможенный
союз в расширенном составе.
По сути, Москва намерена объединить единой таможенной зоной все
постсоветские государства, что, в свою очередь, создаст рынок,
альтернативный объединенным рынкам Европы и Америки. А это усилит
влияние России на постсоветском пространстве.
Туркменский отказ
Если раньше кто-то и сомневался в том, что Гурбангулы
Бердымухаммедов, пришедший к власти после смерти Сапармурата Ниязова,
пойдет другим путем, то теперь все сомнения канули в лету.
Туркменский президент строго придерживается политики
нейтралитета. Он не входит ни в какие региональные и интеграционные
структуры. Он редко посещает встречи глав государств СНГ. Он откровенно
не хочет участвовать в очередной большой российской интеграционной игре
под названием Таможенный союз.
Поэтому неучастие Туркменистана на московской встрече не
вызвало ничего, кроме умиления. Ашхабад, сознательно или несознательно,
стал страной, не приемлющей никого и ничего кроме себя.
Наверное, это самое независимое из всех постсоветских
государств. Туркменистан ничего никогда не заявляет. Он не интересуется
проблемами региона. Разве что водной, но и то лишь в той степени, в
какой она касается водоснабжения Туркменистана.
Поэтому искать какие-то глубинные причины неучастия данной центрально-азиатской страны в московской встрече нет никакого смысла.
Но не думать о Туркменистане в свете глобальной интеграции
просто нельзя. Эта страна закрывает Узбекистану выход на Кавказ. Именно
Туркменистан должен стать транзитной территорией для казахстанских
товаров по строящейся железной дороге Узень-Горган. Ашхабад заслоняет
собой Центральную Азию от Кавказа. Все это вместе взятое еще раз
свидетельствует: никому ненужных стран в мире не существует. Есть
страны, которые просто не могут себя правильно и выгодно подать.
Но в рамках интеграционного процесса по чисто экономическим
вопросам Ашхабад может пойти на попятную. Вполне возможно, уже на
ближайших встречах в рамках СНГ Туркменистан заявит о своей готовности
войти в единую таможенную зону. Если там не будет политики…
Баку сам по себе
Вполне возможно, что туркменский фактор как-то повлиял и на
решение Азербайджана участвовать в московской встрече в качестве
наблюдателя.
Баку не может не понимать, что полнокровной интеграции с
Центральной Азией, пока Туркменистан упорствует в своем желании нигде
не участвовать и никаких обязательств на себя не брать, не получится.
По большому счету, Азербайджан входит в число государств,
которым Таможенный союз выгоден. У официального Баку есть нефть, а
также поступления от ее продажи. То есть вступительный взнос в виде
уменьшения таможенных поступлений, как и Казахстан, Азербайджан легко
заплатит.
Стимулом активизировать интеграцию на Восток могут стать
довольно теплые отношения с одним из учредителей Таможенного союза –
Казахстаном. Стороны всегда хорошо друг друга понимали.
Азербайджанское руководство, как и его коллеги по
постсоветскому пространству, не могут не понимать очевидного факта: в
ближайшие годы и десятилетия азербайджанские товары, кроме нефти, не
будут востребованы ни в Европе, ни в США, ни тем более в Китае.
Значит, в ближайшее время для Баку интеграции в рамках СНГ, а потом и Таможенного союза нет альтернативы.
Роль плацдарма для американского влияния в странах Кавказа для
Азербайджана неперспективна. В чем азербайджанское руководство
убедилось на протяжении последних 10 лет. Ничего кроме обещаний
азербайджанцы от американцев не услышали.
Так что вероятность вхождения Баку в интеграционное
пространство велика. Если в ближайшее время США не дадут другие, более
весомые предложения.
Ничего не понятно
Узбекский президент Ислам Каримов, по всей видимости, самый последовательный и решительный противник Таможенного союза.
Еще когда переговоры по Таможенному союзу только начались, он не раз публично выступал с его откровенной критикой.
Во-первых, ему сразу же не понравилось трехстороннее соглашение.
Особенно на первоначальном этапе, когда президенты России, Казахстана и
Беларуси несколько раз повторили схему запуска новых членов. Сначала
три страны обговорят все вопросы, разработают правила игры, и только
потом остальные государства начнут входить в Таможенный союз на их
условиях.
Во-вторых, узбекский президент, как бы ни складывались
обстоятельства, опасается усиления российского влияния в Центральной
Азии. Поэтому любые интеграционные объединения с участием государств
региона воспринимает как покушение на Узбекистан. С тех самых пор,
когда он спрятался под китайско-российский зонтик от раздражения Запада
после андижанских событий 2005 года, Каримов стал еще более осторожным.
В-третьих, у Узбекистана нет ликвидных ресурсов, позволяющих
благополучно пережить первый этап участия в Таможенном союзе. Узбекская
экономика весьма энергозатратна, поэтому львиная доля добываемого здесь
природного газа используется для внутренних нужд. Излишки подчистую и
на много лет вперед скупает российский газовый монополист «Газпром».
В-четвертых, ни Москва, ни Астана, ни Минск не могут испытывать
по отношению к своему коллеге из Ташкента чувства безграничного
доверия. Каримов может в любой момент переметнуться на сторону Запада,
если получит четкий и ясный сигнал о прощении из Вашингтона. Что
нервирует Медведева, Назарбаева и Лукашенко. Вероятность вхождения
Узбекистана в единую таможенную зону мизерная. Это наиболее
подверженная настроениям страна и эмоциям - президент.
И не туды, и не сюды
Фактор России в Таможенном союзе весьма силен. Это крупнейший
потребительский рынок. Именно он сделал иллюзорную идею Таможенного
союза реальной.
Казахстан и Беларусь хотят использовать данный фактор, чтобы
получить рынок сбыта своей продукции. В свою очередь, российские
компании настроились еще более активно выходить на казахстанский и
белорусский рынки.
Если планы Москвы по привлечению в единую таможенную зону
других стран постсоветского пространства увенчаются успехом, то в
перспективе Таможенный союз станет единственным и самым успешным
интеграционным начинанием России. Не секрет, что со времени развала
СССР все государства СНГ ждали от Москвы какой-нибудь успешной
интеграционной идеи.
Период, когда Россия шарахалась из стороны в сторону, прошли.
Москва повернулась лицом к своим традиционным партнерам. Увлечение
Западом, Китаем и другими частями света (к примеру, Южной Америкой)
прошло.
Все это может свидетельствовать, что идея единого таможенного
пространства по периметру бывшего Советского Союза может быть
реализована. В любом случае, Москве придется до конца нести свой крест
интегратора.
Если и на этот раз Россия отступит, а Таможенный союз не
заработает, Москва может навсегда потерять доверие. А потерянное
доверие – самая сложная вещь для реанимации.
Дмитрий Перцев
Gazeta.kz, 21 июля 2010
Ссылка на источник:
Все вернется на круги своя?