
Вчера российская газета “Коммерсант” опубликовала интервью под
названием “Сколько нефти Россия сможет переварить, столько мы и
отправим” с Премьер-Министром Каримом Масимовым, в котором он сделал
интересные оценки относительно того, как может развиваться интеграция в
рамках Таможенного союза и каковы основные мотивации Казахстана в этом
процессе.
Интересно, что в ходе пленарных заседаний прошедшего на прошлой
неделе в Усть-Каменогорске Форума приграничного сотрудничества
практически не обсуждались проблемные вопросы, связанные с Таможенным
cоюзом и двусторонним экономическим сотрудничеством, и это в своем
интервью в определенной степени восполнил г-н Масимов.
По поводу того, что происходит сейчас на таможенных границах, он
сказал: “Я сам своими ногами прошел практически по всем
контрольно-пропускным пунктам на границе Казахстана и России. К 1 июля
2011 года мы вообще уберем оттуда таможню, но пока она стоит. И первые
месяцы показали, что вместо облегчения работы где-то, наоборот,
произошло осложнение. Где-то по вине российской стороны, где-то по вине
казахстанской. Вот эти моменты пришлось расшивать. Второй момент - это
южная граница Казахстана, которая превратилась в границу ТС. У нас есть
хорошо защищенная граница с Китаем, которая досталась еще от СССР, и
слегка дырявая с некоторыми другими странами, в частности с Киргизией.
Мы теперь отвечаем перед всеми участниками ТС за то, чтобы граница была
защищена”. Говоря о перспективах трансформации Таможенного союза в
Единое экономическое пространство, Карим Масимов сказал, что “по
поручению президентов трех стран сейчас работает комиссия по подготовке
соглашений, связанных с ЕЭП. Это та же самая комиссия, та же самая
экспертная группа, которая работала над ТС. Переговоры идут в хорошем
темпе. Результаты комиссия должна предоставить руководителям
правительств к встрече, которая состоится 17 ноября в Санкт-Петербурге.
Если останутся нерасшитые вопросы, тогда придется принимать решение
руководителям правительств. О результатах работы мы доложим главам
государств к 1 января”.
По поводу того, может ли исход переговоров о вступлении в ВТО,
которые ведет каждая из стран, повлиять на будущее Таможенного союза,
было сказано: “Мы создали ТС. И теперь мы вступаем в ВТО вместе или
порознь, но на одинаковых условиях. В этом суть вопроса. Потому что
если условия будут неодинаковые, то ТС не будет. В идеале, конечно,
надо вступать одновременно, но это не самый принципиальный момент”. При
этом, похоже, главным пожеланием Казахстана к ЕЭП является то, что
“ЕЭП, по нашему замыслу, должно предоставлять нашим компаниям равные
конкурентные возможности. Так что вопросы, которые регулируют
конкурентные условия, мы готовы отдать в наднациональное пространство.
В том числе тарифные. Например, для Казахстана принципиальный вопрос -
это равные возможности по транзиту товаров через все страны. Нам не
нужно меньше или больше, чем у кого-то. Нам нужны такие же условия для
казахстанского предприятия, которое может перевозить груз на территории
РФ, как и для российского предприятия”. Отвечая на вопрос “Коммерсанта”
о том, должно ли быть наднациональным регулирование транзита
энергоносителей, г-н Масимов отметил, что “без решения этого вопроса
нет смысла вообще создавать ЕЭП. В чем заключается принципиальное
отличие? В том пространстве, в котором мы сейчас живем, мы можем
обратиться к РФ с просьбой выделить нам квоту. И это добрая воля
правительства России - разрешить или не разрешить, дать квоту или не
дать. Но когда мы будем в ЕЭП, это уже будет вообще не вопрос
российского или казахстанского правительства. Этим будет заниматься
наднациональный орган, который должен для всех создать равные
конкурентные условия”.
По поводу российско-белорусских противоречий, связанных с
экспортными пошлинами на нефть, была повторена казахстанская позиция,
которая, очевидна, близка к российской и состоит в том, что пошлины не
подпадают под действие Таможенного союза, но в рамках ЕЭП, которое
будет создано, никакие пошлины применяться не должны (для Казахстана
это обсуждение также имеет смысл в связи с поставками российской нефти
на Павлодарский НПЗ). По поводу одного из самых чувствительных для
российской стороны вопросов, связанных с направлением транзита
российских нефти и газа, Карим Масимов сказал “Коммерсанту”, что
“Казахстан в ближайшие семь-восемь лет удвоит экспорт нефтепродуктов. И
сколько российская транспортная система сможет переварить, столько мы
отправим через территорию РФ. Это не от нас будет зависеть, а от того,
сколько ваша транспортная система переварит. Все остальное мы отправим
по другим направлениям. В частности, в Китай и через Каспийское море,
через Азербайджан”. Причем планы относительно маршрутов
транспортировки, несмотря на то, какое значение казахстанской стороной
придается свободному доступу к транзиту на равных с российскими
компаниями условиях, не будет зависеть от того, какое решение будет
принято по созданию ЕЭП. В то же время Казахстан движется и в плане
увеличения транзитных возможностей в китайском направлении и “почти
все, что не втекает в российскую трубу, вытекает в Китай”. Казахстан
будет участником проекта поставок газа по новому газопроводу
Туркменистан - Китай, но занимает негативную позицию по поводу
альтернатив российскому газопроводу “Южный поток”. По словам главы
Кабмина, “я неоднократно об этом говорил и правительству РФ, и
азербайджанской стороне, и американцам. Я считаю, что газопровод через
Каспий - это политическая утопия. В проекте нет никакой экономической
целесообразности. Другой вопрос, можно ли экспортировать газ через
Каспий в Азербайджан? Да, можно. Есть технология СПГ, но она пока
настолько дорога, что экономики у этого процесса в наших условиях нет
никакой. У Казахстана газа не так много, и его надо экспортировать по
уже существующему направлению - в Россию и Китай”.
Что касается других комментариев, сделанных по поводу
нефтегазовой отрасли, то глава правительства не согласился, не
раскрывая всех деталей, с информацией “Коммерсанта” о том, что
подписанное соглашение о совместной разработке Имашевского
газоконденсатного месторождения носит промежуточный характер, поскольку
“было найдено равновесное решение”. Г-н Масимов также, отвечая на
вопросы, обратил внимание на то, что Казахстан заинтересован в
скорейшем движении к разработке приграничных шельфовых месторождений
Центральное и Хвалынское, которые должны осваиваться совместно, но
освоение которых задерживается из-за изменений в российском
законодательстве о недропользовании, между тем освоение структуры
Курмангазы, где основным оператором выступает Казахстан, происходит
успешнее. По поводу только что состоявшегося повышения экспортной
пошлины на нефть с 20 до 40 долларов за экспорт тонны было сказано, что
“вопрос повышения экспортной пошлины - это внутреннее дело каждой
страны, в данном случае наше внутреннее дело. С инвесторами очень
сложно такое согласовывать, потому что никто из них не хочет платить
лишние деньги. Но мы считаем, что это повышение справедливо отражает
баланс интересов между налогоплательщиками и бюджетом Казахстана. Я
считаю, что при нынешнем уровне цен этот размер пошлин вполне приемлем.
По крайней мере, у казахстанских экспортеров нефти прибыли остается
больше, чем у некоторых экспортеров стран ТС”. (Внутри страны оппозиция
критикует правительство именно за низкий размер пошлины, отмечая, что
давно предлагала ввести ее в значительно более высоком размере по
отношению к российской стороне. Казахстанские власти тем не менее
заинтересованы в сохранении лучшего инвестиционного режима в
нефтегазовой отрасли в сравнении с российским.)
Премьер-Министр продемонстрировал довольно сдержанную позицию по
поводу продажи Павлодарского НПЗ российским компаниям, отметив, что “в
целом я считаю, что частный инвестор всегда лучше государственного.
Поэтому неизбежно мы придем к моменту, когда мы должны будем замещать
госинвестиции частными при сохранении регулирующей роли государства. Но
четкого плана, когда мы это сделаем, у нас сегодня нет. Шымкентский
завод и так наполовину принадлежит китайцам, а Павлодарский и
Атырауский сейчас государственные. Причем они были уже частными. И у
нас были вопросы, поскольку частник выжимал из заводов последнее и не
реинвестировал средства. Теперь мы уже немного битые, этап первой
влюбленности в рыночную экономику прошел. Так что мы обязательно
вернемся к вопросу, как и куда мы будем пускать новых инвесторов. Может
быть, это будет сделано через фондовый рынок, может, с помощью
стратегического инвестора. Определение нашей позиции - это вопрос
ближайших нескольких лет”. Он также был довольно осторожен в вопросе о
возможности зарубежной экспансии “КазМунайГаза”, отметив, что сначала
надо привести в порядок бухгалтерские книги, а затем возвращаться к
вопросу о зарубежной экспансии. (К сожалению, вопрос о приватизации
самого “КазМунайГаза” и приоритетности IPO в Лондоне и того, насколько
могут быть задействованы интересы внутреннего фондового рынка, не был
задан г-ну Масимову.)
По поводу отношений с Китаем было сказано: “Мы благодарны
правительству КНР и китайским компаниям за то, что в тяжелые кризисные
годы они протянули нам руку помощи. Те кредитные ресурсы, которые были
выделены, а также открытие рынка для наших товаров во многом помогли
экономике Казахстана относительно безболезненно пройти этот период. Но
у каждого вопроса есть аспект, связанный с национальной безопасностью.
И, конечно, мы смотрим, чтобы баланс интересов между всеми крупными
игроками соблюдался. Я считаю, что на сегодняшний день такой баланс
существует. Так что необходимости массированно привлекать новые кредиты
сейчас нет. По крайней мере, на данном этапе развития. В таком виде,
как ТС и ЕЭП, интеграция с Китаем невозможна. Потому что нельзя быть
дважды женатым. Но интеграция с Россией не мешает нам развивать
отношения с КНР. Нам интересен китайский рынок. Китай - это
системообразующая страна, от решения правительства которой и Уолл-стрит
иногда вздрагивает, не говоря уже о том, что происходит в Казахстане”.
По поводу конфликта акционеров KazakhGold Премьер отметил, что
“в наше правительство были поданы документы и со стороны казахских
акционеров, и со стороны российских. В частности, было написано письмо
на мое имя. Есть формальные процедуры, у нас есть Министерство
индустрии и новых технологий, которое отвечает за этот вопрос. Это раз.
Два - поданы документы в правоохранительные органы. И еще, насколько я
знаю, российские акционеры подали в Лондоне в суд. Вот сейчас эти три
процесса идут параллельно. Лондонский суд я не хочу никак
комментировать, давайте подождем, что он решит… Нас касается только
месторождение, которое находится на территории Казахстана. Оно должно
соблюдать законы Казахстана, правильно платить налоги и пройти все
необходимые процедуры. Мы примем решение после того, как
правоохранительные органы проведут все необходимые действия, а
Министерство индустрии рассмотрит вопрос и внесет соответствующие
предложения. Пока я никак комментировать ситуацию ни в чью сторону не
буду. В соответствии с законодательством мы сейчас смотрим весь этот
процесс. Но ждать осталось недолго”.
Николай Дрозд
"Панорама", 17 сентября 2010
Ссылка на источник:
Премьер прокомментировал перспективы интеграции в рамках Таможенного союза