На сегодняшнем заседании были рассмотрены принимаемые в республике меры по реализации отраслевых и региональных программ действий по импортозамещению, а также по наполнению внутреннего рынка товарами белорусского производства.
Андрей Кобяков напомнил, что работа по импортозамещению в республике строится по одобренной главой государства в октябре 2008 года схеме работ, мероприятия которой охватывают более половины неэнергетического импорта. Также по этой схеме реализуются инвестиционные проекты по модернизации промышленного комплекса. Как было отмечено, с 2008 года в Беларуси освоено производство практически всей основной техники и оборудования для сельского хозяйства, закрыта также широкая номенклатура строительных товаров, за счет чего только в этом году сократился импорт полированного стекла на 53%, гипсокартона - на 45%.
"За прошедшие годы результаты в работе есть, но они не являются для нас достаточными, - констатировал премьер-министр. - Импорт товаров остается достаточно высоким". Так, только за последние четыре года на 72% увеличился импорт потребительских товаров (мебели, мыла, легковых автомобилей, лекарственных средств).
"Серьезное беспокойство вызывает снижение доли продаж товаров отечественного производства в розничной торговле (с 77% в 2010 году до 70% в I квартале 2015-го). Особенно по группе непродовольственных товаров (с 65,4% до 50,9% соответственно)", - продолжил руководитель правительства.
Так, в частности, с 2010 года в структуре продаж на внутреннем рынке сократилась доля отечественных телевизоров (с 76% до 12%), холодильников и морозильников (с 76% до 65%), стиральных машин (с 42% до 34%) и пр. В текущем году теряют позиции на белорусском рынке отечественные кондитерские изделия из сахара (на 2,4%), минеральная вода (на 6,3%), безалкогольные напитки (на 2,6%). "Все эти позиции на отечественном рынке должны быть восстановлены", - подчеркнул Андрей Кобяков. Этот вопрос он поручил взять на самый жесткий контроль вице-премьеру Владимиру Семашко, именно он все годы курировал реализацию схемы работ по импортозамещению в стране.
Глава правительства считает, что Министерству торговли следует активнее работать с крупными торговыми сетями и производителями, а также с торговлей в целом. "Надо выстроить четкую систему, функционирующую при минимальном административном вмешательстве, - высказал мнение премьер. - Цель - в торговле должно быть больше разнообразных качественных и доступных по цене отечественных товаров. Все, что производится в стране, должно быть представлено к выбору покупателя, и пусть он сам решает".
Андрей Кобяков подчеркнул: самый эффективный инструмент в борьбе за рынок сегодня - это высокое качество отечественной продукции, широкий ассортимент, конкурентная цена, а также позиционирование товаров на рынке и их реклама. На его взгляд, белорусские предприятия пока медленно подстраиваются под рынок, слабо реагируют на вопросы торговли. "Слабо используется и потенциал индивидуальных предпринимателей, а это фактически мобильная, хорошо подготовленная, доступная для людей сбытовая сеть", - подытожил руководитель правительства.
23 июня 2015, Минск
Татьяна Лисатович - БЕЛТА
23 июня 2015, Минск
Татьяна Лисатович - БЕЛТА