Подробности этого процесса пока неизвестно, однако российские интересы, которые, явно, будут учтены не в последнюю очередь, подразумевают временное обнуление ставок для авто на электротяге. Напомним, о таких планах, в частности, недавно заявлял замминистра промышленности Российской Федерации Виктор Евтухов.
На сегодняшний день страны Таможенного союза остаются единственными в Европе, которые никак не поддерживают рынок электромобилей.
Для Беларуси оценки потребности рынка в "электричках" пока никто не производил. В России же, к примеру, эксперты посчитали, что в случае отмены ставки ввозной таможенной пошлины ввоз электромобилей на территорию РФ в 2014 году увеличится в 10 раз и составит как минимум 500 штук.
Притом в нашу страну, в случае возникновения интереса, поступят и российские электрокары – их уже на заказ малыми партиями производят в Тольятти. Впрочем, насколько машины с поэтичным названием El Lada будут иметь спрос у избалованных иномарками белорусов, прогнозировать сложно – поэтому проблема растаможки для большинства поклонников экологичного транспорта остается актуальной.
Парк авто на электротяге в Беларуси пока практически ограничивается несколькими "игрушечными" экскурсионными авто в Беловежской пуще и парой городских машин, ввезенных для пиара или тестирования электрических "заправок", которые – на перспективу – уже начали открываться в республике.
До недавнего времени необходимости разбираться, по какой процедуре растамаживать электромобили, у белорусских таможенников практически не было. В тех редких случаях, когда такие машины все же попадают в Беларусь, для них, разумеется, все же находят соответствующий код ТН ВЭД.
Однако, в целом, у большинства таможенников, к которым обращался обозреватель Interfax.by, вопрос о растаможке авто на электротяге вызывал недоумение. С гибридами все было проще: "игнорируя" электромоторы, таможня оценивала такие модели традиционно – по литражу ДВС. Для "электричек", по понятным причинам, такой принцип не подходит.
Не все сотрудники таможни могли сходу вспомнить о существовании вышеупомянутого кода "8703 90 109 0", предполагающего уплату 20% от таможенной стоимости электромобиля. К ней также придется прибавить 20% НДС, пошлину и акциз.
Всего набежит 44% плюс €10. Разумеется, удорожание машины на границе почти вполовину не может стимулировать развитие парка электромобилей в Беларуси. Расчетливые соотечественники предпочтут за эти деньги привезти проверенные машины с ДВС.
Экологические же достоинства, которые в теории могли бы перевесить все дополнительные расходы на электромобиль, по мнению экспертов, в системе ценностей белорусских автовладельцев стоят далеко не на первом месте.
Впрочем, ареол неординарной личности и "первопроходца" еще несколько лет при любом положении дел будет сопровождать покупателей авто на электротяге. Особенно, если это обладающий вполне статусной внешностью Tesla, а не машина с "игрушечным" дизайном. И при нулевой растаможке вполне может заместить незнакомое большинству белорусов чувство ответственности за окружающую среду.
Юргис Думбляускас
Интерфакс-Запад, 20 августа 2013