В частности, он поручил: «в самых конкурентоспособных отраслях нам нужно активно разрабатывать стратегии формирования новых рыночных ниш для отечественных производителей. Это позволит избежать потенциально деструктивных эффектов деиндустриализации, особенно с учетом перспективы вступления в ВТО».
Между тем уже три страны СНГ вступили в эту организацию. Это Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Казахстан пока находится в стороне от этих процессов. Однако договоренности о создании Единого экономического пространства фактически подводят нас к черте в ВТО, даже не приближаясь.
За последние несколько месяцев Россия, а вслед за ней и Таджикистан вступили во Всемирную торговую организацию (ВТО). Казахстан все еще на пороге. Однако, как полагают компетентные лица, не за горами и для нашей республики это знаменательное событие. Впрочем, исходя из условий, оговоренных соглашениями о создании Таможенного союза, отныне все, что коснется России, будет так или иначе отражаться и на ее партнерах – Беларуссии и Казахстане. Так что для нашей страны уже не настолько принципиально, когда мы войдем в ВТО, потому что тест-драйв для нас будет предоставлен в любом случае по тем правилам, которые примет Россия.
Вступление России в ВТО будет иметь как положительные, так и отрицательные стороны, которые со временем обязательно себя проявят. На днях первые цифры, а именно размеры экспортных и импортных пошлин в условиях ВТО для России, стали известны.
Теперь ведущие экономисты пытаются спрогнозировать, что ждет эту стран в ближайшем будущем, опираясь на эти данные.
Для начала хотелось бы отметить, что вступление России в ВТО является важным и серьезным шагом для страны в целом.
Благодаря этому событию внешнеэкономическая деятельность России станет более стабильной и предсказуемой. В известной степени все эти утверждения касаются и Казахстана.
С точки зрения обывателя снижение таможенных пошлин на импортные товары положительно отразится на российской экономике. В результате многие импортируемые товары станут дешевле, что заставит иностранные компании более активно работать на отечественном рынке, создавая здоровую конкуренцию.
Это в свою очередь повлечет за собой снижение стоимости товаров местного производства, что, конечно, малоприятно для производителя, зато население от этого может выиграть.
Так, косметика, парфюмерия, шампунь, пудра, зубная паста, соль для ванн, а также другие заморские средства подобного рода станут более доступными. Не сразу, конечно, но через три-четыре года пошлина на эти товары снизится до 6,5 процента. Подешевеют и шубы: пошлина на ввоз дубленых и меховых шкурок к 2014 году должна снизиться вдвое (до 5 процентов). И, наконец, уже со следующего года ставка таможенной пошлины на ввоз живых цветов (срезанных и бутонов) уменьшится в 3 раза – до 5 процентов. Принимая во внимание тот факт, что сегодня пошлины России и Казахстана одинаковы, такая информация небезынтересна и для отечественного потребителя.
Кроме того, таможенные пошлины снизятся на импортные чай, кофе, кондитерские изделия, в частности шоколад, шоколадные конфеты и карамель. По прогнозам экспертов, подешеветь должен будет и алкоголь: вполне возможно, что через несколько лет стоимость бутылки приличного вина будет такой же, как в Европе, – 3–4 евро.
В течение ближайших трех лет Россия будет вынуждена обнулить таможенные пошлины на ввоз компьютеров и другой оргтехники, что приведет к снижению розничных цен на компьютерные комплектующие, мониторы, копировальные аппараты, оборудование для локальных сетей, радиоантенны и так далее.
Снизятся пошлины и на экспортируемые товары, а это повлечет за собой существенное увеличение экспорта, от чего прежде всего выиграют сырьевые отрасли. К тому же экспортерам станет значительно проще действовать на международном рынке, так как членство России в ВТО исключает возможность введения новых заградительных пошлин на экспортируемые российские товары.
Однако определенные параноидальные явления при включении новых экономических процессов присутствуют всегда. А потому сегодня целый ряд российских аналитиков высказывает опасения, что многие компании в создавшихся жестких условиях конкуренции окажутся просто неконкурентоспособными.
В результате может произойти массовая потеря рабочих мест и увеличение числа безработных. Наиболее серьезные последствия прогнозируется для моногородов, где из-за банкротства градообразующего предприятия вполне может произойти социальный взрыв.
Применительно для Казахстана эта проблема, думается, не так актуальна. Наша страна благодаря инициативам президента страны Нурсултана Назарбаева вплоть до вступления в Таможенный союз в 2009 году жила обособленно. Тогда наши таможенные пошлины и на экспорт, и на импорт были такими же, какие будут спустя 6 лет после вступления в ВТО в России. Более того, наши налоги тоже всегда были в полтора раза ниже российских. Фактически через шесть лет мы вернемся на нулевой уровень создания Таможенного союза. Поэтому если нам не доведется привыкнуть за ближайшие 6 лет к новым правилам, то в ВТО мы будем чувствовать себя вполне уверенно.
Еще одним немаловажным моментом является тот факт, что вступление России в ВТО может существенным образом подорвать сельское хозяйство, так как оно будет не способно выдержать конкуренцию с дешевыми сельхозпродуктами, ввозимыми из-за рубежа. Более того, условия вступления в ВТО предполагают снижение дотаций сельскому хозяйству в два раза: если в 2012 году они составляют 9 млрд долларов, то в 2018 году это будет всего 4,4 млрд.
И здесь опять же для Казахстана опасности практически никакой, потому что нынешние дотации сельскому хозяйству у нас невысокие. Другое дело – если в соответствии с недавним посланием президента народу страны эти дотации все же увеличатся. Тогда нам придется, чем-то поступиться. Но в любом случае у нас будет время для привыкания. Да и дотации в нашей стране с некоторого времени по своей сущности значительно отличаются от тех, что приняты в большинстве стран – членов ВТО. У нас они носят так называемый характер срочности и возвратности, тогда как в других странах – самой обыкновенной поддержки сельхозтоваропроизводителей.
Однако вернемся к пионеру ВТО – России. Экономическая система в этой стране после вступления в ВТО способна потерять гибкость в решении внешнеэкономических вопросов. К примеру, уже вряд ли получится так рьяно защищать их автомобильную промышленность, которая сейчас, надо признать, находится в «тепличных» условиях. К тому же в составе ВТО России будет куда сложнее избавиться от сырьевой зависимости.
Кроме того, уменьшение пошлин на экспорт, что, с одной стороны, выглядит как плюс, способно привести к еще большему дефициту бюджета. Ведь известно, что подобный дефицит, как правило, перекрывается дополнительными государственными облигациями, что приводит к увеличению государственного долга со всеми вытекающими последствиями.
По всем этим параметрам Казахстан в последние годы все чаще демонстрирует негативные стороны процессов. В частности, по сырьевой зависимости отечественное ВВП все еще перенасыщено.
По автомобильному вопросу у нас тоже не ахти. Пока что мы стараемся развивать свое производство. Но лидерами продаж почему-то все равно являемся не мы с нашим огромным ассортиментом автомобилей, а российская «Лада». Так что на этом рынке и впредь нам ничего страшного не грозит.
Что касается дефицита бюджета, то тут тоже все предельно просто. Казахстанские налоги, к счастью, оторваны от российских. У нас они ниже. А потому в режиме реального времени показывают большую эффективность. Равно и бюджетные траты вплоть до последнего времени как-то ограничивались теми поступлениями, которые приходят сегодня. Если даже и рассматривать рынок государственных ценных бумаг, то там тоже все относительно спокойно.
Подводя итог, можно сказать, что процесс интеграции России в ВТО имеет весьма противоречивый характер: при явных плюсах имеются и существенные минусы. Однако для Казахстана этого всего лишь возвращение на тот уровень, от которого мы отталкивались во время вступления в Таможенный союз.
Но в любом случае реальные последствия этого шага для нашей страны будут видны лишь через несколько лет.
ЛИТЕР, 24 декабря 2012