Каким быть Евразийскому экономическому союзу? Во второй переговорный день в Москве лидеры стран ЕАЭС расставляли приоритеты. По мнению Президента Беларуси, главным по-прежнему остается создание полноценного экономического союза без каких-либо барьеров и ограничений. Это базовый принцип интеграции, настаивает Александр Лукашенко.
Интеграционное движение есть. Но оно слишком медленное. И не даёт нужного эффекта в принципе и для противостояния западным санкциям в частности. Сплотиться на их фоне ещё сильнее, вместе прорубить окно на юго-восток и стать одним из центров принятия решений в мире – такие задачи стоят сегодня. А уж как их воплотить, зависит от желания каждого участника Союза.
И даже больше. К саммиту ЕАЭС присоединились главы государств не из союза, но давние его партнеры. К какому опыту призывает присмотреться Президент Беларуси? И на какие вопросы Александра Лукашенко попросили ответить в кулуарах?
Прибытие президентов – церемония протокольная, но желанная для любителей автомобилей. Хотя это тоже дипломатия. Александр Лукашенко останавливает кортеж за 300 метров от назначенной точки и бодро прогуливается по Кремлю. Очень многие – и просто люди, и журналисты (хотя, может, и не все) – быстро поняли, о чём этот сигнал.
Дальше в Кремле было как обычно – из всех президентов журналисты выбирают Лукашенко. Вопросы как по национальным интересам Беларуси, так спрашивали и о делах Союзных, где главное здесь и сейчас для всех – ядерное оружие.
Тонкая политика между строк продолжилась на переговорах. Ещё до совместного фотографирования лидеры государств коротко пообщались в кулуарах. Владимир Путин с этого начал приветственное слово – о том, что выгоднее всех кооперация вырисовывается для Армении. Тоже понятно, какой это сигнал.
Позже, говорит Путин, к разговору присоединятся глава Узбекистана Шавкат Мирзиеев, а также гости – президенты Азербайджана и Таджикистана. Пока же в узком составе – к обсуждению главные вопросы ЕАЭС.
Всего вопросов было 17 – и о них говорили без прессы. Но о главном для ЕАЭС шли дебаты в кулуарах. И это то, что постоянно повторяет Лукашенко: нужно объединяться. И не только в союзы, но и союзами.
В этот момент в Кремль уже входил Ильхам Алиев. Азербайджан не член ЕАЭС, но давний партнёр организации, да и обсудить с Баку есть что. Для некоторых в Союзе особенно. Начал снова Путин и, кстати, повторил многое из того, что говорил вчера Лукашенко на экономическом форуме: и про значимость единого бренда производителей ЕАЭС, и про технологический суверенитет, но прозвучала и идея о технологических альянсах, что, по сути, те же белорусские холдинги. А ещё важно, говорит Путин, быть суверенным финансово, а капиталы оставались внутри ЕАЭС – и ещё раз – запрет оттока капитала всегда был особенностью Беларуси.
Армянский премьер Пашинян говорил об энергетической и продовольственной безопасности, сотрудничестве с третьими странами и прочих актуальных темах. Александр Лукашенко, который, кстати, перед выступлением корректировал свои тезисы с учётом того, что уже обсудили в узком составе, отметил: мир на этапе глубоких перемен, однополярную систему нужно менять и ЕАЭС может и должен стать одним из таких центров притяжения и объединения. На наш Союз давят с Запада, но мы выстояли и развиваемся.
Но вот обеспечить полный технологический суверенитет странам ЕАЭС ещё предстоит, а по ряду вопросов, говорит Президент, интеграция всё ещё недостаточная.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Речь идёт о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, реализации мероприятий цифровой повестки, либерализации транспортного рынка. В узком составе широко об этом говорили. А ведь это основополагающие для наших экономик сферы деятельности. И их актуальность на фоне санкций только возросла. Я остаюсь на прежней позиции: ни барьеров, ни ограничений быть не должно вообще. Это базовый принцип построения нашего Союза, и мы должны достичь цели в самое ближайшее время».
Вот госзакупки – не без проблем, но этот рынок функционирует. Нужны ещё признание банковских гарантий и электронной цифровой подписи. А еще было бы правильно снять ограничения на доступ к госзакупкам для госкорпораций, улучшить логистику со странами юго-восточнее нас, раз уж экспортные потоки развернулись, снять внутренние ограничения на транзит продукции по территории ЕАЭС в третьи страны и обратить внимание на так называемую «зеленую» энергетику, ведь за «экологичностью» товаров скрывается всего лишь защита коллективным Западом своего рынка.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наш ответ на санкционное давление – активизация взаимодействия с ШОС, БРИКС и АСЕАН, заключение новых торговых соглашений и конструктивное взаимовыгодное сотрудничество со всеми, кто готов с нами дружить и работать. Должен быть обеспечен баланс интересов всех участников. Задача непростая, но, уверен, Комиссия обладает необходимыми навыками и компетенциями».
Еще Александр Лукашенко согласился с президентом России: ЕАЭС нужна не только тактика до 2025 года, но и стратегия до 2030 года, а то и 2045, чтобы и государство, и бизнес понимали, куда движется Союз. Разве что важно, чтобы разговоры о стратегическом не были всего лишь прикрытием для сегодняшнего бездействия.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Хотел бы предостеречь всех нас от излишнего увлечения стратегическим планированием. По крайней мере, эта полезная работа не должна отменять или подменять практическую деятельность по реализации целей и задач Договора о ЕАЭС, которая ведётся государствами-членами и Комиссией уже сейчас. Накопилась масса вопросов!»
Президент Казахстана особое внимание обратил на первую из пока еще четырёх свобод ЕАЭС – свободное передвижение товаров, что для Астаны очень важно. О необходимости изъятия, наконец, барьеров говорил и глава Кыргызстана. Президент Узбекистана по видеосвязи дополнил по задачам – мол, статус наблюдателя не позволяет пользоваться многими механизмами ЕАЭС, что нужно и исправить. И тут же инициативу быть ближе подтвердил глава Кубы, также страны-наблюдателя. А его коллега из Азербайджана заявил, что его страна самодостаточна, не нуждается в поддержке извне, а это позволяет Баку проводить независимую внешнюю политику, нужно лишь диверсифицировать экспорт – вот Алиев и в Москве, хоть и с премьером Армении Пашиняном случился на заседании заочный спор по Карабаху. Комментировать был вынужден Путин, но, как оказалось, об этом в узком составе уже говорили.
А вот для Таджикистана ЕАЭС остается основным рынком, и Эмомали Рахмон говорит: нужны новые автомобильные и железнодорожные магистрали. Пока же подписаны магистральные документы о будущем Евразийского экономического союза.
Но общение лидеров на этом не закончилось, ведь то, что называется «рабочим обедом», – тоже часть большой политики и переговорного процесса.
Телеканал ОНТ, 25 мая 2023