Это важнейший из многодневных постов Православной церкви. Он самый длинный и самый строгий, длится семь недель, напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к Светлому Христову Воскресению. Продолжительность Великого поста всегда постоянная, но его начало и конец приурочены к конкретному числу календаря.
Весь этот период верующие готовят себя к Пасхе. В первую седмицу (неделю) с понедельника по четверг на вечерних службах в храмах по частям читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Существует также народный обычай встречать эту неделю во всем чистом. Также на протяжении этой седмицы в церквах, которые находятся в юрисдикции Московского Патриархата, вспоминают всех скончавшихся апологетов православия.
В целом каждая неделя поста чему-то посвящена. Например, третья - крестопоклонная, а на пятую приходится воспоминание преподобной Марии Египетской, которая считается одним из образцов покаяния. Кроме того, во время Великого поста изменяется порядок богослужений. В частности, не служится Литургия по понедельникам, вторникам и четвергам, если на эти дни не выпадают праздники.
Как известно, на любой пост приходятся определенные ограничения в питании. Однако христианское вероучение совсем не заключается только в этом. Для верующего человека намного важнее, по возможности, уделять в это время чтению Священного Писания. И, конечно, необходимо участвовать в таинстве Евхаристии (Причастия).
Это время строгого воздержания, готовящего христиан к должной встрече праздника Пасхи. Во время Великого поста по церковному уставу запрещено употребление продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц и рыбы. С понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, необходимо отказываться и от растительного масла. Рыба дозволяется всего лишь дважды - на Благовещение и в Вербное воскресенье. Но к церковным установлениям нельзя относиться формально, а поэтому даже из самых строгих правил возможны исключения. Пост облегчается для больных, престарелых, беременных женщин, людей, занятых тяжелым трудом.
Ограничения в еде, отказ от различных увеселений являются символом скорби и покаяния. Однако не это главная цель поста. Его глубинная сущность в том, чтобы человек возвысился нравственно, очистил свою душу, проникся любовью и милосердием к окружающим. Без этого пост может стать простой диетой.
Пост существовал еще в Ветхом завете. К славянам он пришел вместе с христианством. Отсюда берет начало особое уважение к посту и церкви у нашего народа.
27 февраля 2012, Минск
Анна Громыко - БЕЛТА