Практически все базовые организации концерна "Беллесбумпром", несмотря на масштабную государственную поддержку, составившую за последние 6 лет более 240 млн евро, имеют сложное финансовое положение и недостаток оборотных средств, семь из девяти базовых организаций убыточны. Об этом доложил 31 января на совещании Президента Беларуси о состоянии и перспективах развития организаций этого концерна председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон.
По поручению главы государства межведомственная рабочая группа провела детальный анализ хода модернизации организаций концерна, реализующих важнейшие инвестиционные проекты, и предложила меры по оздоровлению ситуации. Кроме того, обследованы территории предприятий и производственные помещения.
Рабочая группа пришла к выводу, что на начальном этапе в отрасли не имелось выверенной стратегии модернизации, что привело к "шараханию от одной концепции инвестпроекта к другой", неоправданному затягиванию сроков их реализации, а также увеличению финансовых издержек.
На протяжении всего периода реализации инвестиционных проектов имела место крайне неудовлетворительная работа непосредственных исполнителей: деревообрабатывающих, проектных и строительных организаций. Во многом это было обусловлено отсутствием координирующей роли концерна практически на всех этапах модернизации. Лишь после вмешательства главы государства нашлись и силы, и средства для форсирования работ, которые сегодня ведутся достаточно активно.
По словам Александра Якобсона, допущенные на начальной стадии просчеты значительно усугубились в результате привлечения не имеющих опыта проектных организаций, что на годы затянуло разработку проектной документации. На сроках проектирования негативно сказалась и нерадивость самих деревообрабатывающих предприятий, которые несвоевременно предоставляли исходные данные и допускали их многочисленные изменения. Подобные факты имели место во всех без исключения базовых организациях концерна.
Почти на каждом модернизируемом предприятии имела место неудовлетворительная организация строительного процесса. "Руководители предприятий вместо того, чтобы понуждать недобросовестных подрядчиков к выполнению договорных обязательств, меняли их, шли на уступки, соглашаясь на продление сроков выполнения работ. На большинстве предприятий сроки строительства переносились десятки раз", - отметил председатель КГК.
Александр Якобсон отметил, что кадры в отрасли оказались не готовы к проведению масштабной модернизации и были неспособны сопровождать крупные строительные проекты. По его словам, об этом свидетельствует многочисленная смена руководителей модернизируемых предприятий. На отдельных из них в период проведения модернизации директоры менялись 4 раза, при этом каждый из них видел модернизацию по-своему.
Свою лепту в срыв сроков модернизации отрасли внесли и банки, некоторые из них не выполняли или несвоевременно выполняли обязательства по кредитованию организаций.
Говоря о ситуации с наведением порядка на территориях и производственных площадях модернизируемых предприятий, Александр Якобсон отметил, что на абсолютном большинстве наведен порядок, остались лишь отдельные вопросы со сносом зданий и утилизацией отходов. Вместе с тем практически везде имели место факты нарушения требований промышленной безопасности, противопожарных, природоохранных и санитарных норм. "Это говорит о том, что на местах работа надзорных служб Минприроды, Минздрава и МЧС требует усиления и жесткого контроля над исполнением своих же предписаний", - сказал председатель КГК.
По словам Александра Якобсона, к дисциплинарной ответственности привлечены 12 должностных лиц надзорных органов, из них трое освобождены от занимаемых должностей. Правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении бывшего руководства стройтреста №21 Борисова, института "Борисовпроект", директора минской компании СОАО "Энерготехпром", бывшего директора ОАО "ФанДОК" Бобруйска. "И этот перечень еще не закрыт. Сейчас правоохранительные органы дают правовую оценку выявленным Комитетом госконтроля фактам неэффективного использования средств на предприятиях ОАО "Гомельдрев", ОАО "Ивацевичдрев", ОАО "Речицадрев", ОАО "Витебскдрев".
Александр Якобсон отметил, что анализ хода модернизации других предприятий деревообрабатывающей отрасли и организаций целлюлозно-бумажной промышленности показал, что у них имеются проблемы с несоблюдением сроков проектирования, строительства, поставки оборудования, а также с наведением порядка.
Председатель КГК предложил ряд мер, направленных на безусловное завершение в 2014 году модернизации базовых организаций концерна, а также на повышение эффективности их работы. В частности, он считает, что правительству необходимо определить источники средств для поддержания финансового состояния модернизируемых предприятий на начальном этапе выпуска новой продукции.
Местным органам власти требуется ускорить решение вопроса оптимизации занимаемых предприятиями деревообработки площадей. Руководителям концерна и предприятий необходимо задуматься об обеспечении конкурентоспособности продукции в связи с предстоящим ростом стоимости сырья, организациям концерна - выработать четкую систему реализации новой продукции: куда, кому и по какой цене продавать. В то же время председатель КГК подчеркнул, что предприятиям необходимо быть готовыми к жесткой конкуренции.
Александр Якобсон считает целесообразным пересмотреть направления в работе концерна, сконцентрировав в большей мере его деятельность на реализации экспортной стратегии, координации продаж и обеспечении экономической эффективности работы подведомственных организаций.
"Вложив в модернизацию деревообрабатывающей отрасли в эквиваленте около 1 млрд евро, что в 1,5 раза превышает годовой объем производства по всей системе концерна, государство вправе ждать его резкого увеличения", - подчеркнул Александр Якобсон.
31 января 2014, Минск
БЕЛТА