По словам Сергея Дромашко, до поступления в продажу вся без исключения продукция проверяется на содержание в ней так называемых трансгенных организмов, причем вероятность того, что на прилавки просочится хотя бы незначительная часть таких товаров, сводится к нулю.
"Белорусский рынок охраняется от продуктов, содержащих ГМО, значительно сильнее, чем рынки большинства других стран", - добавил представитель НАН. Так, в странах Евросоюза о том, что в реализуемых продуктах питания выявлены ГМО, можно узнать по специальным надписям на этикетках. Но их наносят только в том случае, если в продукции содержится не менее 0,9% трансгенных организмов, если этот показатель меньше - этикетировать такой товар не обязательно, в США, Аргентине, Канаде продукты питания с ГМО вообще никак не маркируются. Для сравнения, в Беларуси принята так называемая беспорожная концепция. "Суть ее в том, что, если в тонне товара обнаружат хотя бы одну генетически модифицированную молекулу, всю партию следует промаркировать как товар, содержащий ГМО", - пояснил Сергей Дромашко. Соответствующая надпись должна быть нанесена на ценники большими красными буквами. Также производители могут присваивать товарам и маркеры зеленого цвета, показывающие, что в их составе ГМО не содержатся.
По словам Сергея Дромашко, несмотря на то, что продавать товары, содержащие ГМО, разрешено, в белорусских магазинах такая продукция в принципе не реализуется. "Это связано, во-первых, с тем, что очень незначительная часть проверяемых товаров - менее 1% - показывает наличие ГМО. Во-вторых, учитывая заведомо отрицательное отношение общественности к трансгенным продуктам питания, производитель, получивший сертификат о наличии в его продукции ГМО, в магазин этот товар не отправляет. Поэтому большая часть такой продукции идет на корм скоту", - подчеркнул эксперт.
Как добавил Сергей Дромашко, за нарушение норм о биобезопасности в Беларуси предусмотрена ответственность. "В случае если генетически модифицированные компоненты были выявлены в продукции, а производители проигнорировали этот факт, для них наступает административная ответственность в виде наложения штрафов", - добавил представитель НАН. К примеру, согласно Кодексу Беларуси об административных правонарушениях, в такой ситуации индивидуальный предприниматель должен будет заплатить от двадцати до двухсот базовых величин, а юридическое лицо - от пятидесяти до тысячи базовых величин (в настоящее время одна базовая равняется Br130 тыс.). Также информация о проштрафившейся фирме заносится на страничку недобросовестных производителей на сайте Министерства торговли. В случае повторного аналогичного нарушения предусмотрены более высокие штрафы, а в случае наступления негативных последствий для постороннего человека нарушителю грозит лишение свободы, подчеркнул Сергей Дромашко.
1 октября 2013, Минск
БЕЛТА