Ученые уже не первый день говорят о таящейся в Балтийском море смертельной опасности, и отчет об экологической ситуации в Балтике, опубликованный Латвийским институтом гидроэкологии, стал очередным тому подтверждением.
Согласно данным отчета, в рыбе, обитающей в водах Балтики, превышен уровень полихлорлбифенила (ПХБ) - вещества, попадание которого в человеческий организм может вызвать так называемый химический СПИД. Это состояние, когда человек, подвергающийся воздействию хлорорганических ядов, в числе которых ПХБ, погибает не от отравления ими, а от любой, в принципе, не смертельной болезни.
Латвийский научный институт пищевой безопасности BIOR также говорит о содержании диоксинов морской рыбе.
Хорошие новости
На 100 страницах отчета Латвийского института гидроэкологии дана экологическая оценка Балтийского моря и Рижского залива в период с 2011 по 2017 годы. Большое количество данных в документе связано с химическим составом морской рыбы.
Есть хорошие новости. По словам главы департамента морского мониторинга Латвийского института гидроэкологии Юриса Айгарса, из морской рыбы постепенно исчезает инсектицид ДДТ, который активно применялся в сельском хозяйстве СССР.
Стоит отметить, что, как предполагают ученые, ДДТ обладает острым токсическим воздействием на человека и в небольших и средних дозах вызывает отравление, а в больших - может привести к летальному исходу. Есть предположения, что содержание ДДТ в организме способно вызывать сердечно-сосудистые болезни, онкологию и приводит к нейропсихическим отклонениям.
Но содержание ДДТ в балтийской рыбе снижается и сейчас не превышает критических значений. Зато на смену этому пестициду приходят полихролбифенилы или ПХБ, а вместе с ними - новые проблемы.
ПХБ вместо ДДТ
ПХБ используют в промышленности для снижения пожароопасности. Им обрабатывают мебель, электронику. Считается, что 80% всего произведенного в мире ПХБ уже оказалось в окружающей среде.
Айгарс пояснил, что весь материал, который остается, создает пыль, и, когда люди моют пол, эта пыль оседает в воде и попадает в стоки. Потом она проходит через все очистные сооружения, где часть вредных веществ остается, но часть все же уходит в море. Там ПХБ попадает в рыбу и накапливается в ее жире.
В частности, содержание ПХБ превышено в лососе, селедке, кильке, незначительно в треске и окуне. Кроме того, по словам Айгарса, в балтийской треске и сельди обнаружено много ртути.
Впрочем, в рыбе содержится не больше ртути, чем это позволяют продовольственные нормативы, которые ниже, чем нормативы института гидроэкологии.
Дело в том, что продовольственные нормативы разработаны для человека, а нормативы института гидроэкологии рассчитываются, учитывая рацион животных, обитающих на побережье и в водах Балтийского моря. Они больше подвержены отравлению химикатами в том числе и потому, что рыба входит в их ежедневный рацион, а человек ест рыбу эпизодически.
Покупайте рыбу помельче
Оборудование для определение химического состава рыбы находится в институте пищевой безопасности BIOR. Там за последнее время было изучено 11 видов рыб, пойманных во внутренних водах Латвии. Среди них щука, окунь, карась, судак.
По словам руководителя лаборатории газовой хроматографии института BIOR Дзинтарса Зачса, в основном содержание диоксина в рыбе из внутренних водоемов не превышает предельно допустимого уровня. Но есть исключение - угорь. Этому есть объяснение: угорь - транзитная рыба, которая только определенную часть своей жизни проводит в Латвии, а в остальное время мигрирует по Балтийскому морю, вплоть до Саргассова моря в Атлантическом океане.
Латвийские ученые рекомендуют при покупке рыбы, особенно пойманной в Балтийском море, приобретать особь меньшего размера, поскольку она меньше накапливает вредных веществ. По мнению специалистов, употреблять рыбу из Балтийского моря, например лосось или кильку, можно. Но делать это следует не больше одного раза в месяц, а беременным женщинам лучше и вовсе воздержаться.
Смертельный привет со дна Балтики
Ранее заведующая отделом возобновления рыбных ресурсов института Bior Рута Медне рассказывала, что в последнее время рыбаки все чаще вылавливают из Балтийского моря лосось, тушки которого покрыты некой плесенью–грибком.
На сто процентов определить, в чем тут дело, ученые пока не могут - неизвестен ни вирус, ни грибок, ни бактерии, которые именно так поражают тело рыбы. Но некоторые ученые полагают, что лосось, равно как и другие виды рыб, может быть поражен химическим оружием, которое после Второй мировой войны затопили на Балтике. Вышеупомянутые диоксины выделяются в воду как раз путем распада отравляющих боевых снарядов.
Кроме того, о проблемах в Балтийском море, вызванных распадом химоружия, говорил и вице-адмирал запаса, доктор наук Тенгиз Борисов, занимавший с 1992 по 1994 год должность председателя Комитета по проведению подводных работ особого назначения при правительстве РФ.
Он пояснял, что захоронения химического оружия, которые лежат на дне Балтики с 1947 года, постоянно отравляют ее воды и неумолимо приведут Балтийский регион к масштабной экологической катастрофе.
Говоря о том, что происходит с токсическими веществами после попадания в воду, Борисов пояснил, что какие-то из них, в частности синильная кислота, нейтрализуются, а такие вещества, как иприт, загустевают и, медленно растворяясь, попадают в пищевые цепочки: сначала с ними контактирует планктон, потом рыбы, которые им питаются, потом плотоядные рыбы.
Борисов подчеркивал, что есть рыбу, выловленную из Балтийского моря аналогично игре в русскую рулетку. Более того, он отмечал, что даже плавание в водах Балтики может привести к печальным последствиям.
Рига, 18 ноября 2018
Sputnik
Sputnik