Евросоюз планирует возобновить санкции против режима Александра Лукашенко. Об этом стало известно в понедельник 3 января после заявления министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта. В интервью интернет-порталу EUobserver Бильдт отметил, что Евросоюз может вновь ввести запрет на въезд для президента Беларуси Александра Лукашенко, а также ряда белорусских госчиновников, которые, как считает ЕС, несут ответственность за жестокое подавление демонстрации 19 декабря в Минске и аресты активистов белорусской оппозиции.
Бильдт полагает, что европейские политические институты должны следовать логике своих предыдущих действий в отношении Беларуси. «Когда ситуация с политическими заключенными в Беларуси была не столь критична, Совет министров иностранных дел ЕС сделал ряд шагов навстречу Минску. Сейчас, когда заключенных стало намного больше, те, кто принимал участие в акциях, и те, кто сотрудничал с ними, их придется вернуть в список», – цитируют главу МИДа Швеции российские интернет-издания.
Напомним, впервые санкции применительно к белорусскому руководству были введены в 1997 году. После референдума, который значительно расширил полномочия президента, и роспуска Верховного Совета, инициированного Лукашенко, Евросоюз ввел запрет на контакт с высшими должностными лицами страны. При этом они сохраняли право посещать страны Западной Европы.
Первые же визовые санкции были введены в 2004 году в отношении четырех белорусских чиновников, которые, по мнению Евросоюза, были причастны к исчезновению оппозиционных политиков в 1999-2000 гг. Это были четыре представителя белорусских силовых структур: Владимир Наумов и Юрий Сиваков (оба бывшие министры внутренних дел РБ), Виктор Шейман (бывший генеральный прокурор РБ) и Дмитрий Павличенко (командир белорусского СОБРа).
После президентских выборов 2006 года, которые большинством международных наблюдателей были признаны сфальсифицированными, список «невыездных» белорусских руководителей вырос до 41 человека. В него попала глава ЦИК Беларуси Лидия Ермошина и сам президент Александр Лукашенко.
Осенью 2008 года главы МИДов стран ЕС впервые вынесли решение о приостановлении на полгода действий санкций для 36 чиновников из 41. Это решение не распространялось на пять человек: Ермошину, Павличенко, Наумова, Шеймана и Сивакова.
С тех пор Евросоюз несколько раз принимал решение о продлении санкций и одновременно с ним продлевал мораторий на их применение. При этом на пятерых вышеупомянутых человек действие моратория не распространялось.
Нужно отметить, что за время правления Александра Лукашенко его режим неоднократно подвергался и экономическим санкциям со стороны Запада. Так, в последние годы несколько государственных предприятий подпадали под действие финансовых ограничений со стороны Евросоюза, США и Канады. Экономические санкции были обусловлены главным образом желанием западных держав оказать давление на недемократический белорусский режим, притесняющий любые формы инакомыслия.
В теории международных отношений существуют два противоположных подхода к эффективности международных экономических санкций. Один из них утверждает, что в абсолютном большинстве случаев экономические санкции, наложенные на авторитарные режимы, не работают; второй – пытается доказать обратное.
Дэвид Крамер, бывший заместитель помощника госсекретаря по вопросам Европы и Евразии, верит в то, что экономические санкции не просто эффективны, но они являются одним из немногих механизмов влияния на авторитарные правительства по всему миру. В своем недавнем интервью корреспонденту «Голоса Америки» Крамер рассказал, каким образом точечные экономические санкции 2006-2008 гг., направленные на конкретных людей из команды Лукашенко, помогли международному сообществу добиться результата.
«Это были санкции, заморозившие банковские счета тех людей, а также запрещавшие их въезд в целый ряд стран. Я утверждаю, что эти меры сработали, так как через два месяца после наложения правительством США дополнительных санкций на "Белнефтехим" в ноябре 2007 года в американское посольство в Минске пришел представитель правительства Беларуси и спросил, что сделают для нас США, если мы освободим политических заключенных. Мы ему объяснили, что мы ослабим санкции. И в течение 24 часов началось освобождение политзаключенных», –
сказал в интервью «Голосу Америки» Дэвид Крамер.
Нужно отметить, что не все демократические государства поддерживают идею введения санкций против режима Александра Лукашенко. Так, президент Литвы Даля Грибаускайте считает, что десятилетняя изоляция Беларуси была ошибкой и катастрофой. «Изоляция Беларуси не дает нужных результатов. Действия белорусских властей, направленные против общества, представителей СМИ, участников митинга, аресты и физические расправы осложняют сотрудничество с белорусскими властями, но не с людьми Беларуси», – приводит слова Грибаускайте российский интернет-ресурс rbc.ru.
Официальный Минск также не считает рациональным решение ЕС о введении санкций, ссылаясь на то, что европейцы просто не до конца понимают особенности национальной политики Беларуси.
«Мы констатируем, что часть наших европейских партнеров имеет искаженные представления о реальной политической и социальной ситуации в Беларуси», – заявил пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных.
Комментируя возможность введения санкций против его страны, белорусский дипломат отметил, что, если такое решение последует, то оно будет контрпродуктивно тем ценностям, которые Европа пытается привить своему восточному соседу. «Это подталкивает их к принятию решений, которые будут наносить ущерб нормальному взаимодействию и тем ценностям, приверженность которым они сами декларируют. Это контрпродуктивная позиция, которая уже доказала свою бесперспективность в прошедшее десятилетие», – заключил Савиных.
Игорь Тихоненко
Голос Америки, 4 января 2011
Ссылка на источник:
Санкции против Беларуси: вводить или не вводить?