Главную роль в войне сыграла авиацияВойна в Персидском заливе 1991 года стала вехой в военной истории. В ней американцами и их союзниками впервые были опробованы некоторые компоненты вооруженных сил XXI века. Ирак смог противопоставить этому лишь акции экологического экстремизма и удары по мирным жителям третьих стран.
В войне, которая произошла 20 лет назад, было еще одно новшество - ход конфликта буквально в прямом эфире транслировали ведущие телеканалы мира.
Одни называют это частью американской пропагандистской кампании, другие объясняют это свободой слова и уровнем развития электронных СМИ на Западе.
Удар в прямом эфиреЛетом 1990 года Ирак захватил государство Кувейт и насильно включил его в свой состав. ООН сразу же приняла несколько резолюций, а США собрали вокруг себя внушительную многонациональную коалицию.
В ноябре 1990 года, когда дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились, ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие "любых необходимых мер", которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества.
В начале 1991 года большинство уже не сомневалось, что война вот-вот начнется. 17 января на Багдад стали падать первые бомбы и ракеты; об этом сразу же в прямом телеэфире по телефону стали рассказывать корреспонденты западных телеканалов. Репортер Би-би-си Джон Симпсон передавал из Багдада, как буквально на его глазах ракеты уничтожают объекты в городе.
Корреспондент Би-би-си Джереми Боуэн рассказывал о "Буре в пустыне" в прямом эфиреВойна сразу заполнила собой телеэфир крупнейших телеканалов. Новости, комментарии, репортажи лились с экранов непрерывным потоком. Войну обсуждали аналитики и эксперты, информацию передавали из Ирака, причем получая ее от официальных источников, из соседних стран, из Пентагона и с фронта.
Сейчас многие считают, что это освещение войны было частью запланированной пропагандистской кампании Запада. Да и в то время журналисты говорили о введенной в американский войсках строгой цензуре, жестком контроле над информацией, поступавшей в прессу.
Пропаганда или правда?Об этом, в частности, 2 февраля 1991 года заявил в интервью Би-би-си корреспондент британской газеты Independent Роберт Фиск: "В Саудовской Аравии выяснилось, что военные власти манипулируют прессой, и только аккредитованные журналисты, в отношении которых действует цензура, а не только предписания и законы, имеют доступ к боевым частям."
"Те, кто не входит в пул, даже если они выполняют все правила, как и все мы, вынуждены вертеться вокруг отелей и ждать официальных сообщений из пула, причем зачастую слишком кратких и совершенно неточных", - сетовал британский корреспондент, который назвал то, что транслировалось в эфире, "пропагандой с обеих сторон".
Однако, как вспоминает журналист и писатель Андрей Остальский, который освещал этот конфликт для "Известий", находясь в Объединенных Арабских Эмиратах, в том, что транслировали телеканалы, в частности, американский CNN, все-таки было больше естественного для военных действий хаоса, чем признаков какой-то запланированной агитационной кампании.
"Те, кто зависел от военных источников, они получали, конечно, официальную версию, и проверить ее было сложно. А Саддам выдавал сплошь пропагандистское вранье, которое тоже надо было, хоть и цитировать, но разобраться, опровергнуть или не опровергнуть, рассказывает Остальский. - О числе погибших гражданских лиц, скажем, или еще о чем-то в этом роде. Это было просто невозможно. Это была неразбериха и хаос войны, в которой, согласно известному выражению, первой жертвой становится правда".
Авиация и ракетыДругой важной особенностью этой войны стало широкое применение авиации и высокоточного оружия. Первый удар по целям в 2:30 утра 17 января нанесли вертолеты "Апач"; следом за ними военные объекты на территории Кувейта и Ирака стали уничтожать самолеты и крылатые ракеты.
После трех дней практически непрерывной бомбардировки командование коалиции сочло, что все цели, подлежавшие немедленному уничтожению, были поражены.
В первую очередь были уничтожены аэродромы, командные центры и узлы связи, военные заводы, склады и места дислокации вооруженных сил. Авиация союзников безраздельно господствовала в воздухе - все самолеты ВВС Ирака были либо уничтожены на земле, либо перелетели в Иран.
"Мы постараемся ударить по ним настолько сильно, насколько возможно [...] Мы начинаем в каком-то смысле менять направление действий", - заявил в тот день на пресс-брифинге генерал Том Келлли.
Союзники преуспели в этом в полной мере. Массированные удары стали наноситься по позициям иракских войск в Кувейте и частям республиканской гвардии в Ираке. В начале февраля к бомбардировкам присоединился линкор "Миссури", воевавший еще во Второй мировой.
Поначалу иракские войска пытались сопротивляться, они даже совершили бросок на территорию Саудовской Аравии, захватив один город. Однако саудовские и катарские войска при поддержке американской морской пехоты отбили населенный пункт обратно. При этом опять же основные потери иракская пехота и танки понесли от ударов авиации.
Сопротивление иракских войск становилось все слабее. Непрерывные бомбардировки в конечном итоге полностью деморализовали иракскую армию, и когда 24 февраля началась наземная операция, войскам понадобилось всего несколько дней, чтобы освободить Кувейт и заставить Ирак капитулировать.
Войны будущегоКак рассказал Би-би-си российский военный обозреватель Александр Гольц, именно война в Персидском заливе стала первым военным конфликтом XXI века: "Это был первый, еще довольно робкий подход к сетецентрической войне. Еще у американцев не было многих из тех компонентов, которые будут во время второй войны в Ираке. Но тенденция была очевидна."
Сетецентрический принцип является одним из ключевых в военной реформе, которую Пентагон проводит с 1990-х годов. Согласно этому принципу, командование, а также каждая часть на поле боя, каждый танк и даже каждый солдат будут объединены в одну информационную сеть, будут обмениваться информацией получать все необходимые сведения о противнике, что должно повысить боеспособность как всей армии, так и каждого ее компонента.
В 1991 году американцы и их союзники в основу своей стратегии положили использование авиации и высокоточного оружия, войска постоянно поддерживали связь с командованием, американцы начинали использовать спутниковые навигаторы и беспилотные летательные аппараты, которые являются компонентами сетецентрической доктрины.
Все это им действительно помогло, особенно авиация и высокоточное оружие - иракская армия была фактически разбита и деморализована еще до начала наземной операции.
Правда, надежды американцев на то, что высокоточное оружие позволит избежать потерь среди гражданского населения, не оправдались. В результате - и это засвидетельствовали западные корреспонденты - бомбы и ракеты попадали и в чисто гражданские объекты, такие как электростанции, заводы и бомбоубежища.
В одном из них в результате авиационного удара погибли, по иракским данным, более 300 человек.
Асимметричный ответИракское руководство в ходе войны в Персидском заливе также применило стратегию, которая, как полагают многие военные аналитики, будет являться основой сопротивления тех стран, которые не могут себе позволить строить армию будущего по сетецентрическому принципу.
Эта стратегия отчасти соответствовала другой известной концепции, которая на Западе, правда, критикуется многими военными. Речь идет о "войне четвертого поколения", основные принципы которой сформулировал еще до войны в Персидском заливе американский военный аналитик Уильям Линд.
По его словам, главными особенностями войны будущего станет ее глобализация, не только применение военной силы, но и оказание психологического давления на общество противника, использование неожиданных и нестандартных приемов вплоть до террористических актов.
Когда Саддам Хусейн осознал, что не сможет втянуть антииракскую коалицию в наземные бои, а его собственная армия будет довольно быстро уничтожена, он нанес асимметричные удары.
Первые из них - ракетные обстрелы территории Израиля, которые начались уже в первые дни войны. По Израилю в общей сложности было выпущено 39 ракет "Скад", которые нанесли серьезный материальный ущерб, но жертв было немного.
Выжженная земляДругой асимметричной мерой иракцев были поджоги нефтяных скважин в Кувейте и попытка слить нефть в Персидский залив. Всего в море вылилось более миллиона тонн нефти (примерно в 1,5 раза больше, чем в 2010 году в результате аварии вылилось в Мексиканский залив).
Уходя из Кувейта, иракская армия подожгла нефтяные скважиныПри этом в Кувейте иракцы подожгли по меньшей мере 600 скважин. Над страной образовалось густая дымовая завеса. На то, чтобы потушить пожары и прекратить неконтролируемый выход
нефти из скважин, специальным бригадам потребовалось более полугода. Но даже после этого в пустыне осталось 320 нефтяных озер. На их "высыхание" ушло почти все последовавшее десятилетие.
Сам Саддам Хусейн в своем интервью корреспонденту CNN Питеру Арнетту заявил, что поскольку США, по его мнению, использовали нефть для давления на Ирак, теперь он тоже может применить ее в качестве оружия.
Вот как описал этот фрагмент разговора сам журналист: "Президент сказал, что Соединенные Штаты атаковали иракские танкеры и объекты нефтяной инфраструктуры на земле. Он заявил, что это указывает на то, что США не заботятся об экологии. И когда командиры его армии используют нефть для обороны, к примеру, заливая ею окопы и поджигая, то их нельзя осуждать. И когда Ирак использует нефть для самообороны, в том числе и на море, то это тоже оправдано."
Однако история продемонстрировала, что такие методы не слишком эффективны. Война в заливе закончилась 27 февраля 1991 года.
После того как в столицу Кувейта вошли силы национальной армии с американскими войсками, в 21:00 по вашингтонскому времени президент Джордж Буш-старший объявил, что с четырех часов утра следующего дня вступает в силу прекращение огня.
Павел Аксенов, Москва
Русская служба
BBC Ссылка на источник:
Первая война XXI века случилась за 10 лет до его начала