Перед органами государственного управления поставлена задача привлечь в 2011 году более $6 млрд в национальную экономику. Что на самом деле интересует инвесторов? В чем вред лубочных картинок о белорусском бизнесклимате? Об этом в интервью агентству "Интерфакс-Запад" начальника управления информации МИД Беларуси
Андрея Савиных.
- Чтобы такие деньги пришли в экономику, инвесторы должны в очереди стоять. Почему этого не происходит при всей объективной привлекательности белорусского рынка?- Привлекать внимание к инвестиционному потенциалу Беларуси и обслуживать потребности инвесторов должны, в первую очередь, информационные ресурсы на иностранных языках. На сегодняшний день – это "слабое звено", которое существенно ограничивает эффективность привлечения прямых иностранных инвестиции (ПИИ).
Инвестиционные предложения нужно делать на языке потенциального инвестора и в формате, понятном и привычном для него. Например, подавляющее большинство инвесторов хотят видеть в проектном предложении анализ существующих рисков, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие проекта. Речь здесь должна идти об административных рисках, финансовых рисках, проблемах сбыта, доступа на рынки и так далее.
Другим важным параметром является оценка емкости рынка сбыта, оптимального пути формирования товаропроводящей сети.
Необходимо также соотнести ожидаемую выручку от продаж с затратами на производство, учесть время и стоимость строительства и оснащения предприятия и предложить оптимальную модель финансирования проекта.
Для отдельных хозяйственников невдомек, что такие вопросы должны быть тщательно продуманы еще до начала поиска инвестора и публикации предложений о проекте.
Привлечение иностранных инвестиций невозможно без создания системы информационных ресурсов в Интернете, которые будут эффективно отвечать на ключевые запросы потенциальных иностранных партнеров.
Такая информация должна быть доступна, понятна и регулярно (гораздо чаще, чем раз в год!) обновляться.
- Можно ли составить портрет потенциального инвестора: его география, финансовое положение, специализация?- В географическом разрезе значительная доля ПИИ приходится на европейских и российских инвесторов. Определенную роль начинают играть инвесторы из Китая, ОАЭ и ряда стран Ближнего Востока.
Как правило, это компании с небольшим объемом инвестиций, действующие в сфере торговли, производства или оказания различных видов профессиональных услуг и относящиеся к малому и среднему бизнесу.
По экспертным оценкам, из более 5000 предприятий с иностранными инвестициями только около 60 представляют собой подразделения транснациональных корпораций или крупных региональных компаний. Преимущественно такие компании работают в Беларуси в сфере энергетики, коммуникаций, финансов. Это Лукойл, НТК, Славнефть, Газпром, МТС и российские банки.
На западном направлении созданы предприятия с немецким концерном MAN (выпуск грузовых автомобилей), компанией "Карл Цейс" (производство оптики), компанией "Кока-кола", концерном "Хайнекен" и др.
- Так что же в первую очередь интересует инвесторов? На что надо обратить особое внимание?- В первую очередь инвесторов интересует оценка рисков проекта. Надо помнить, что инвестор ничего не примет на веру. Вся информация будет многократно проверена. Таким образом, если владелец проекта умолчит или не учтет какие-либо риски, то когда это вскроется, а вскроется это обязательно, доверие к проекту будет подорвано и цель, которая заключается в привлечении финансовых ресурсов, достигнута не будет.
Хочу также обратить внимание на повышенную чувствительность инвестора к приукрашиванию действительности. Это также подрывает доверие, а значит, наносит ущерб значительно больший, чем все хозяйственные проблемы вместе взятые. Всегда найдутся компании готовые работать в сложных условиях, но вы не найдете ни одной, готовой работать без доверия к партнеру. Поэтому информационные материалы должны быть в максимальной степени объективны и достоверны.
Кроме этого, инвесторы, приходящие в страну, часто имеют опыт прошлых инвестиций в других странах, как позитивный, так и негативный. Некоторые уже "обожглись" – на деталях законодательства, уровне местного менеджмента. Поэтому особое внимание необходимо уделять описанию возможных проблемных аспектов, предлагая приемлемые методы их решения! Например, проблему сложной системы налогообложения можно решить через привлечение образованных бухгалтеров и юристов, хорошо разбирающихся в местном налоговом законодательстве.
Зарубежный инвестор, так или иначе, узнает об имеющихся "узких местах" либо от независимых консультантов, или от других инвесторов. Отсутствие информации заставит его искать другие источники данных, которые могут быть не всегда объективны.
Конечно, различные категории инвесторов имеют свои специфические интересы. Для одних это информация о емкости рынка, возможности репатриации полученной прибыли, наличии развитой транспортной и дистрибьюторской инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, условиях проживания в стране и т.д. Других интересует рост ВВП, инфляция, тенденции увеличения цен, налоговая система, стабильность законодательства и т.д. Кто-то первоочередным считает условия доступа к природным ресурсам, природоохранное законодательство, уровень защищенности имущественных прав.
- Если же обобщить интересы инвесторов… - Всех будет интересовать объем потенциальных рынков, наличие, стоимость и качество рабочей силы, возможность покупки или аренды земли и недвижимости, инфраструктура.
Общий интерес – это налоги, лицензии, таможенный режим, формы административного контроля, бухгалтерский учет, гарантии частной собственности и репатриации капитала.
Всех без исключения инвесторов интересует и качество жизни: наличие комфортабельного жилья, удобство транспортного сообщения с другими странами, возможности для отдыха, достопримечательности.
При создании СП особый интерес проявляется к будущему партнеру. Белорусские предприятия должны предоставлять развернутую информацию о своих успехах и, главное, о своих конкурентных преимуществах. Инвестору необходимо понимать, какими сильными сторонами обладает его потенциальный партнер, какой положительный опыт он имеет, на какие факторы успеха можно рассчитывать.
- Кто сегодня предоставляет или должен предоставлять такую информацию?- Прежде всего, это сайт Национального агентства инвестиций и приватизации, сайты министерств, концернов, региональных администраций, свободных экономических зон, предприятий, частных консалтинговых структур, зарубежные сайты инвестиционной направленности. Но, например, ключевой сайт - Национального агентства инвестиций и приватизации - не обновлял дизайн с момента создания в 2005 году!
И вообще, информацию, которая содержится на этих ресурсах, можно охарактеризовать как разрозненную, противоречивую, иногда ошибочную и всегда недостаточную! При этом объем информации на английском языке значительно уступает ресурсам на русском языке.
Общегосударственных информационных ресурсов на других иностранных языках вообще не существует. В Интернете не представлено единой государственной базы данных инвестиционных проектов, объектов недвижимости, предприятий, предлагаемых для приватизации.
В такой ситуации основным, а иногда и единственным источником информации для инвесторов становятся сайты иностранных органов госуправления. А на этих ресурсах информация об инвестиционном климате и возможностях нашей страны представлена иногда весьма тенденциозно и неадекватно.
Важным источником информации для инвесторов являются специализированные сайты общеэкономической и инвестиционной направленности. Это FDI Markets (принадлежит газете "Файненшиал Таймс"), Economist Intelligence Unit (принадлежит журналу "Экономист"). Уровень доверия инвесторов к их информации очень высок. К сожалению, информация о Беларуси в таких структурах представлена достаточно скудная.
- Но белорусские предприятия до сих пор предпочитают презентации и брошюры. Такой способ привлечения инвесторов уже не работает?- Вы не совсем корректно формулируете вопрос. Инвесторы ищут информацию на специализированных форумах и выставках. Так что презентации – это хорошая форма, если они организованы профессионально. На этих мероприятиях используются все виды информационного продвижения проектов. Но для многих инвесторов ключевым источником первичной информации служит Интернет. Брошюры и другие презентационные материалы на бумажных носителях и CD-дисках воспринимаются как вспомогательный источник, требующий обязательной дополнительной проверки. Они нужны, но их нельзя рассматривать как основной канал распространения информации.
В чем плюсы сбора информации через Интернет с точки зрения инвестора? - Есть возможность сравнить различные ресурсы, сопоставить данные из разных источников, изучить отчеты независимых экспертов. Этот подход формирует у инвестора ощущение правильности и обоснованности итоговых соображений и решений.
- Разве можно влиять на содержание информации, получаемой зарубежными бизнесменами?- Диктовать - нет, а влиять вполне возможно. Ведь как происходит сбор информации? Это может быть запрос через поисковую систему, возможен выход на загранучреждение Беларуси в стране, белорусские ведомства экономической и финансовой направленности – Минэкономики, Нацбанк и др. Именно поэтому нужно предусматривать множественность "точек входа" для инвесторов.
Наиболее важным ресурсом должен стать Национальный инвестиционный портал. Его ключевым элементом должна быть унифицированная база инвестиционных проектов, продаваемых объектов производственной недвижимости, приватизируемых предприятий, участков земли и т.д.
При этом право размещения проекта может быть предоставлено на безвозмездной основе всем желающим без ограничения, если заявитель сможет подтвердить серьезность намерений, квалифицировано подготовить материал и представить правовые основания на владение собственностью.
Информация на портале должна быть изложена не только на русском, но и на английском, немецком, испанском, французском и арабском языках!
Ресурс должен иметь интерактивные функции. Любой инвестор должен иметь возможность задать вопрос и в срок не более трех дней получить адекватный ситуации ответ.
На сайте должны публиковаться новости, аналитические обзоры и отчеты. Эти материалы необходимо распространять всем желающим, в том числе и через бесплатную электронную подписку.
Еще одной ключевой точкой входа является официальный страновой портал Belarus.by. Он имеет высокий индекс цитируемости в международных поисковых системах, часто отображается на первых местах по запросам, связанным с Республикой Беларусь. Он должен содержать обзорные материалы о том, почему выгодно инвестировать в Беларусь, и ссылки на портал и другие важнейшие сайты госорганов. Аналогичную роль должны играть сайты загранучреждений. Система перекрестных ссылок и будет формировать "сообщество" сайтов с инвестиционным контентом.
Важную роль в системе общегосударственных информационных ресурсов по инвестициям должны играть сайты органов госуправления. При этом надо очень четко определить их тематическую направленность для того, чтобы исключить ненужное дублирование информации и появление однотипных материалов.
Например, министерство экономики могло бы размещать аналитические обзоры о ситуации с инвестициями в стране, о системе государственной продержки инвесторов, о государственных программах поддержки инвестиций. В свою очередь министерство по налогам и сборам должно было бы уделить внимание анализу налоговой системы, порядку уплаты налогов. Эти материалы должны очень доходчиво разъяснять инвесторам требования белорусского законодательства. И делать это надо, постоянно думая об удобстве иностранного инвестора.
Я убежден, что свою уникальную нишу в этой системе смогут найти все органы государственного управления.
Например, когда мы обсуждали эти идеи на заседании Группы по страновому маркетингу, один зарубежный эксперт выдвинул интересную, на мой взгляд, идею. Он предложил каждому министерству составлять подробные пошаговые матрицы выполнения административных процедур, которые затрагивают иностранный бизнес. К ним относятся, например, процедура приобретения земли, или получение разрешения на строительство, или розничную торговлю, или получение сертификата соответствия.
Тогда мы сможем очень доходчиво показать инвестору все этапы этого процесса. А если мы увидим, что выполнение процедур требует 30-40 и более шагов, то у нас появятся объективные критерии для дальнейшего движения по либерализации экономической жизни страны.
- Инвесторы, особенно представители некрупного бизнеса, предпочитают работать не с государством, а с национальным бизнесом, который играет по тем же правилам, что и они. А у нас зарубежный инвестор при первом же знакомстве сталкивается исключительно с госаппаратом. Не будет ли это отпугивать, даже если этот госаппарат будет говорить на шести языках?
- Чтобы этого не происходило, Национальный инвестиционный портал должен содержать ссылки на юридические фирмы, агентства недвижимости, агентства по найму персонала, рекламные, транспортные, аудиторские и переводческие компании - все те компании, которые могут помочь в сопровождении бизнеса. Их доступ на портал должен регулироваться понятными требованиями, едиными для всех.
Данные предприятия должны иметь право на размещение собственных обзорных и аналитических материалов (по своим сферам компетенции, например – анализ тенденций на рынке недвижимости, обзор налогового законодательства и т.п.) на Национальном инвестиционном портале. Таким образом, они будут конкурировать друг с другом за внимание инвестора, который может стать для них заказчиком. С другой стороны, выиграет и сам национальный портал, поскольку такой подход позволит существенно расширить объем предоставляемой информации.
Очевидно также, что любое лицо, будь то физическое или юридическое, любой формы собственности, при выполнении определенных и одинаковых для всех требований должно иметь безусловное право поместить свое инвестиционное предложение на портале.
Любые ограничения этих возможностей неизбежно приведут к маргинализации портала и падению его эффективности.
Интерфакс, 6 мая 2011
Ссылка на источник:
Инвестиционный гамбит