Эксперты в России о перспективах создания и боевом предназначении нового сверхзвукового беспилотника СШАПо информации командования ВВС США, очередной испытательный полет беспилотного гиперзвукового самолета закончился неудачей. Из-за неисправности самолет развалился в воздухе над Тихим океаном.
«Для нас это звонок, в первую очередь, с точки зрения того, какой должна быть система С-500, которая должна потенциально быть способной сбивать такие цели»
- Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием, председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ.
Как уже сообщалось, экспериментальный гиперзвуковой самолет X-51A Waverider, способный развивать скорость, в шесть раз превышающую скорость звука, был поднят в воздух бомбардировщиком В-52 у побережья Калифорнии. 15 августа военные сообщили о том, что самолет стал неуправляемым в результате выхода из строя воздушного руля.
Основная цель испытаний - разработка высокоскоростных боевых ракет. Испытания аппарата начались еще в 2010 году, и нынешнее - уже третье.
Американский Waverider против российской С-500? Директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала «Национальная оборона», председатель Общественного совета при Министерстве обороны РФ Игорь Коротченко полагает, что американские технологии в области создания гиперзвукового ударного оружия показывают мощь военно-технического потенциала США. «Разумеется, для нас это звонок, в первую очередь, с точки зрения того, какой должна быть система С-500, которая должна потенциально быть способной сбивать такие цели. Безусловно, Россия предпримет все усилия, чтобы получать исчерпывающую информацию по таким технологиям и программам», - сказал он в интервью «Голосу Америки».
По его мнению, это необходимо при проектировании ракет и радиолокационных средств, которые будут реализованы в России «в металле» уже к 2015 году в рамках проекта по созданию ракетной системы нового поколения С-500.
Коротченко не считает, что Пентагон реализует эти программы в качестве преодоления «Искандеров», развернутых - в том числе, в Калининградской области - как ответ на идеологию ЕвроПРО.
«Это просто самостоятельный класс оружия, - констатировал он. - На базе этих разработок в США будут приняты на вооружение новые ударные средства. Прежде всего, это ракеты тактического класса, которыми будут вооружены, очевидно, бомбардировщики США. Хотя, возможно, предполагается использовать и другие носители».
«Когда-нибудь это пригодится» В свою очередь, для ответственного редактора газеты «Независимое военное обозрение»
Виктора Литовкина новость также не стала сенсацией. «Это известная уже машина. Но пока непонятно, для чего нужны такие гиперзвуковые аппараты. Если для поражения каких-то целей, то они должны быть много дороже, чем сама ракета. Я таких целей не вижу. Соединенные Штаты воюют, как правило, в странах третьего мира. Это Ирак, Ливия, Афганистан, Пакистан. Там применять такие гиперзвуковые ракеты бессмысленно», - подчеркнул он.
Тем не менее, на его взгляд, развивать науку и технику, конструкторские идеи, безусловно, надо. «Когда-нибудь это пригодится», - резюмировал он.
Пентагон считает гиперзвуковые полеты новой технологией «стелс». Летательные аппараты такого типа практически неуязвимы для систем ПВО из-за высокой скорости, а также значительно сокращают время для нанесения удара по удаленной цели. За последние 10 лет американское военное ведомство, по данным СМИ, затратило около двух миллиардов долларов на разработки подобных технологий.
Перехватывать такие цели очень тяжело действительно, признает Игорь Коротченко. «Но Россия входит в число тех государств, которые имеют мощную научно-техническую школу и традиции в области разработок средств противовоздушной и противоракетной обороны, - добавил он. - Поэтому перехват будет обеспечен. Разумеется, нам не нужна гонка вооружений. Мы не собираемся конкурировать с США. Нужны симметричные ответы. В качестве таких симметричных ответов будет как раз создание системы воздушно-космической обороны России».
Виктор Литовкин убежден, что все надо проверять опытным путем. «Одно дело реклама, другое – практика. Когда-то американцы говорили, что их самолеты-«невидимки» тоже невозможно засечь. Но в Югославии этот самолет F-117 был сбит старой советской ракетой – комплексом «Двина»», - напомнил он.
Виктор Васильев, Москва
Голос Америки, 16 августа 2012
Ссылка на источник:
Waverider: что стоит за неудачными испытаниями?