На объектах комплекса одновременно трудились около 1,4 тыс. строителей из 60 подрядных организаций. С пуском в работу установок КЗК глубина переработки нефти на заводе увеличилась до 92%, а выход светлых нефтепродуктов - более 70%, что соответствует уровню самых современных мировых нефтеперерабатывающих предприятий. Также здесь освоили производство новых продуктов - серу (жидкую, гранулированную) и сернистый нефтяной кокс.
В апреле 2024 года завод отправил потребителям первый миллион тонн кокса. Работники ОАО "Нафтан" поделились воспоминаниями, как на предприятии вырастали многотонные гиганты, и впечатлениями от работы на высоте птичьего полёта, рассказали о рекордах, которые никто в республике пока не превзошёл.
В апреле 2024 года завод отправил потребителям первый миллион тонн кокса. Работники ОАО "Нафтан" поделились воспоминаниями, как на предприятии вырастали многотонные гиганты, и впечатлениями от работы на высоте птичьего полёта, рассказали о рекордах, которые никто в республике пока не превзошёл.
Сердцем КЗК, который представляет собой цепочку из 19 взаимосвязанных технологических и вспомогательных объектов, является установка замедленного коксования (УЗК). Это самый высокий в Беларуси технологический объект, где эксплуатируется технологическое оборудование. Её высота с учётом подземных конструкций составляет 138 м. УЗК, на верхней площадке которой развевается государственный флаг Беларуси, уже несколько лет служит визитной карточкой ОАО "Нафтан".
УЗК занимает около 60 тыс. кв.м, что примерно соответствует площади девяти стандартных футбольных полей. Эта установка является также самым металлоёмким объектом Беларуси - вес её металлоконструкций составляет 7 тыс. тонн. Только для монтажа коксовой этажерки, вес которой равен 2,3 тыс. тонн, потребовалось 50 тонн высокопрочных болтов различных диаметров.
Ещё один рекордсмен - полукозловой опорный кран, весящий 206 тонн. Его ковш вмещает 17 куб.м груза. Если сравнить, то, например, ковш самосвала может поднимать только 10,5 кубов груза. Он работает на постоянной основе с начала 2022 года и предназначен для проведения погрузочно-разгрузочных работ при перевалке нефтяного кокса из коксовой ямы и лабиринта в прёемочный бункер транспортно-загрузочной системы. Подъёмный механизм может работать в ручном и полуавтоматическом режимах. Он оснащен также функцией дистанционного режима радиоуправления с возможностью управления основными рабочими режимами.
Подъёмный механизм доставили на завод в 2019 году из Испании в разобранном виде. Монтаж крана на земле занял несколько месяцев. Подъём почти на 30-метровую высоту мостов (170-тонной детали механизма) привлёк внимание даже многое повидавших производственников, инженеров и строителей. Они отмечали, что внешний вид конструкции напоминал корабль или даже подводную лодку. Для подъёма мостов были задействованы два крана-великана, общая мощность которых составила 1350 тонн.
Управляют краном и обслуживают его шесть машинистов. Они проводят регулярные осмотры, смазку, шприцовку грейфера и всех узлов. Раз в три месяца кран проходит ревизию со стороны службы КИПиА и электриков. Систематический надзор также осуществляет служба промышленной безопасности.
Один из машинистов крана Сергей Кудря поделился впечатлениями от работы на этом величественном промышленном корабле.
"Главное отличие такой грузоподъемной машины - это высокий уровень безопасности. Это чрезвычайно важно, ведь моя кабина находится на высоте 10-этажного дома. На обычном кране всё приходится контролировать самому, а наш оснащен системой противораскачивания, которая должна предупредить опрокидывание крана. Есть датчик перекоса, чтобы кран равномерно передвигался по рельсам. Установлена автоматизированная система пожаротушения", - рассказал он.
"Главное отличие такой грузоподъемной машины - это высокий уровень безопасности. Это чрезвычайно важно, ведь моя кабина находится на высоте 10-этажного дома. На обычном кране всё приходится контролировать самому, а наш оснащен системой противораскачивания, которая должна предупредить опрокидывание крана. Есть датчик перекоса, чтобы кран равномерно передвигался по рельсам. Установлена автоматизированная система пожаротушения", - рассказал он.
Все машинисты крана прошли тщательный отбор, это высококвалифицированные специалисты 6-го разряда с большим опытом работы. На "Нафтане" они повысили свою квалификацию - прошли обучение практическим навыкам управления краном по программе завода-изготовителя. Их работа - напряжённая, ювелирная, требующая предельной концентрации. Профессионалы отлично справляются с производственными заданиями.
Также на УЗК эксплуатируют единственный в Беларуси энергоэффективный лифт грузоподъемностью в 5 тонн. Высота его шахты составляет 63,5 м - это как три девятиэтажки, поставленные друг на друга. Его главные преимущества - высокая энергоэффективность и большой срок эксплуатации. У лифта нестандартное исполнение из металлоконструкций, а ещё он очень комфортный и мощный - одновременно может транспортировать 66 человек. Помимо основной функции - подъём рабочих (сменных бригад на гидрорезку кокса, крановщика и ремонтно-обслуживающего персонала), он может поднимать грузы - оборудование, инструменты. Все механические элементы, включая кабину, изготовил крупнейший в мире производитель высоколегированной стали. Словом, это "Мерседес" в мире лифтов, как говорят эксперты.
ОАО "Нафтан" имеет топливно-масляно-ароматический профиль. Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции и обладает большими мощностями по переработке нефти. Завод вырабатывает нефтепродукты, которые применяются в различных отраслях народного хозяйства, а также поставляются на экспорт.
Реализация проекта КЗК открыла новый этап развития белорусского нефтегиганта, и впереди у него - новые производственные вершины. "УЗК, как и комплекс замедленного коксования в целом, - это и есть наш достойный вклад в инновационное развитие и технологическую независимость Республики Беларусь", - подчеркнул заместитель генерального директора ОАО "Нафтан" по идеологической работе и социальному развитию Сергей Евтушик.
Реализация проекта КЗК открыла новый этап развития белорусского нефтегиганта, и впереди у него - новые производственные вершины. "УЗК, как и комплекс замедленного коксования в целом, - это и есть наш достойный вклад в инновационное развитие и технологическую независимость Республики Беларусь", - подчеркнул заместитель генерального директора ОАО "Нафтан" по идеологической работе и социальному развитию Сергей Евтушик.
БЕЛТА, 10 января 2025