Автомобилисты шутят, что даже если зима приходит по расписанию, первый снег всегда неожиданность. Транспортные заторы на центральных улицах городов, снежная каша на тротуарах, огромные сугробы перед пешеходными переходами… С чем-то подобным мы столкнулись в первые дни декабря. Впрочем, в службах по содержанию дорог утверждают: ничего экстремального не происходит, объемы выпавшего снега — норма для этого времени года.
Техники по уборке снега хватает, антигололедные смеси заготовлены в необходимом объеме, и если какого ресурса не хватает, так это в первую очередь людей. Например, в столице кадровый состав не укомплектован примерно на 30 %: нужны «руки», которые займутся расчисткой тротуаров, троллейбусных остановок, других точек большого скопления пешеходов. Что касается автомобилей, то в эти дни в Минске постоянно, в две смены по 11 часов, работает около 350—400 единиц. При обильных осадках за сутки самосвалы вывозят около 30 тысяч куб. м снега: это значит, что каждая из 300 работающих машин делает примерно 8—10 рейсов между городом и площадками складирования снега.
В качестве антигололедных смесей сегодня применяется хлористый калий с антикоррозийным эффектом, в том числе в сочетании с песчаной смесью. «Это соль, которая не является вредной для природы. Но мы эту тему мониторим постоянно, ищем другие материалы, чтобы беречь нашу обувь и не сметать по весне песок», — пояснил начальник управления содержания дорожной сети Департамента «Белавтодор» Александр Головнев. Например, недавно новый, совершенно безвредный для экологии материал продемонстрировали российские производители. Но при всех его достоинствах цена зашкаливает, в 90 раз превышая стоимость хлористого калия. Дорожники шутят, что если его закупить, то разбрасывать будет не на чем: не останется денег ни на топливо, ни на сами автомобили.
Очищая белорусские магистрали от снега, организации Департамента «Белавтодор» учитывают требования к содержанию дорог различного уровня. Например, к первому уровню относят трассы, соединяющие столицу с Национальным аэропортом Минск и областными центрами. Они должны быть обработаны антигололедными смесями в течение 3 часов с момента образования скользкой поверхности, очищены от снега — не позднее 4 часов после окончания снегопада или метели.
Для самих дорожников особая проблема в городе — это припаркованные у обочин автомобили. Как рассказал заместитель генерального директора по текущему ремонту и содержанию ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Анатолий Жамоздик, составляются графики уборки улиц, они размещаются в СМИ, распространяются через ГАИ. Не позднее чем за сутки на улицах выставляются знаки «Остановка запрещена» с информацией о времени проведения уборки. Если граждане не реагируют, убрать их автомобиль поможет эвакуатор. «Ситуация меняется в лучшую сторону, — отметил представитель ведомства. — Хотелось бы, чтобы автолюбители с пониманием относились к этому вопросу».
Татьяна Козлова,
Рэспубліка, 15 декабря 2012