I
Современная ситуация
Казахстан является демократическим, унитарным, светским государством, созданным на исконной казахской земле, в котором государствообразующая казахская нация, русские и другие этнические группы стремятся жить в мире и согласии.
Вместе с тем в прошлом национальная политика российской империи и советского периода сопровождалась многочисленными нарушениями прав народов, фактами прямого геноцида и экологической катастрофой. Власть подозрительно относилась к этническим ценностям и стремилась их унифицировать. Мир и согласие народов, о которых у нас десятилетиями говорили как о совершившемся факте, не всегда соответствовали действительности. Более того, они в основном утверждались силой или в лучшем случае упорным идеологическим давлением, что в свою очередь негативно отражалось на межнациональных отношениях.
Развитие межнациональных отношений после обретения независимости сопровождалось коренными изменениями роли государства и политических институтов, экономическими реформами, преобразованиями духовно - идеологической жизни. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывали безработица, бедность, правовой нигилизм, проявления бюрократизма и масштабные миграционные процессы.
В этих условиях национальная политика РК была направлена на смягчение последствий доставшегося от прежнего наследия противоречий и новых социально - экономических проблем. Приоритетное внимание уделялось формированию гражданской общности, адаптации диаспор, оказавшихся за пределами России и других бывших советских республик, к новым политическим реалиям.
Разрешение противоречий было направлено в русло мирного решения. Государственная политика опиралась на демократическое, гуманистические традиции ненасилия, толерантности, многовековой опыт совместного проживания народов.
Усилия государства в сочетании с природной толерантностью народа не позволили деструктивным силам в стране и за ее пределами использовать пробудившееся национальное самосознание казахов и диаспор в неблаговидных целях. Тем самым было обеспечено единство общества. Стабилизирующую роль играет Ассамблея Народа Казахстана. Возрождаются культурно-духовные традиции и наследие.
Тем не менее фундаментальные противоречия, доставшиеся от тоталитарного режима, в сфере национальных отношений не решены.
II
Необходимость новой национальной политики.
Национальная политика регулирует и направляет деятельность и отношения между различными этническими сообществами. В демократическом государстве она определяет средства и методы, при помощи которых достигается межэтническое единство на основе экономических, политических и социальных рычагов, культуры и языка.
К сожалению, до сих пор не достаточно понимание того, что Казахстан – бывшая союзная республика, обладавшая многими признаками классической колонии, и что новое государство теперь надо строить во многих отношениях на принципиально новых основаниях, принципах деколонизации. Получает распространенные ошибочное мнение о том, что с получением независимости проблемы казахского народа решены раз и навсегда. Казахи как лишь упоминаются государствообразующая нация, но нет социальных программ её модернизации, особенно, для сельских, депрессивных и экологически неблагоприятных районов.
Национальная политика всё ещё не освободилась от советских стереотипов, идеализируется казахстанский опыт межнационального согласия. Национальные проблемы не стали вопросом практики, подменяются навязчивой идеологической пропагандой, лозунгами. Конечно, нет оснований рассматривать межнациональные отношения в стране как исключительно конфликтные. Но отсутствие открытых конфликтов, столкновений не исключает острых противоречий в сфере власти, бизнеса, языка, культуры, конкурентных интересов во многих других сферах общественной жизни.
В обществе формируется представление о том, что национальной политикой должна заниматься только Ассамблея Народа Казахстана, что снижает ответственность в этом вопросе государственных органов и гражданского общества.
Часто дает о себе знать мнение, о том, что лучшим решением национальных проблем является замалчивания национального вопроса. Выдвижение национальных проблем расценивается как национальный эгоизм. А это способствует накапливанию проблем как причин возможных конфликтов и тревог в будущем.
Актуальность разработки и принятия “Концепции” национальной политики Республики Казахстан (далее “Концепции”) обусловлена необходимостью определения принципов и задач государственной политики, нацеленной на упрочение единства казахстанского народа в новых этнодемографических, социальных и геополитических условиях, возрастания национального и религиозного самосознания и этнического фактора в мире.
Глобализация возлагает на молодые государства особую заботу. Речь идет не только о конкурентоспособности наций, но и о том, что вне национальных ценностей сегодня ни одна государствообразующая нация не будет чувствовать себя уверенной в будущем. Поскольку внутриэтнические и межэтнические отношения развиваются в рамках формирующейся казахстанской гражданской общности, в основе принципов и задач “Концепции” лежит взаимодействие как гражданского, так и этнического факторов.
Внутренние и внешние факторы обуславливают необходимость придания в Казахстане приоритета казахскому языку и культурных ценностей. Особого внимания заслуживает решение социальных проблем казахского народа, подвергавшегося в прошлом дискриминации. Язык и культура диаспор всесторонне развиваются на их исторической родине. Такой дифференцированный подход не ограничивает гражданские права людей, принадлежащих к различным этническим группам, их стремление сохранить свою этническую идентичность и занять достойное место в обществе. Это уточнение отражает реально исторически сложившие положение вещей для всех этнических групп.
“Концепция” опирается на положения Конституции республики Казахстан и общепринятые нормы международного права по защите прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к различным этническим общностям.
В “Концепции” учтены некоторые идеи и предложения казахстанских ученых, политических деятелей, представителей общественности.
Следует отметить, что аналогичные концептуальные и программные документы приняты в России, Украине, Молдове и прибалтийских государствах.
III
Принципы национальной политики Республики Казахстан.
1. Укрепление государственной независимости, целостности государства и единства народа на основе единой территории, единого гражданства, единой верховной власти, единой системы права, единого государственного языка;
2. Целенаправленная модернизация государствообразующей казахской нации, повышение её консолидирующей роли в казахстанском обществе, при одновременном создании условий для этнокультурного развития диаспор и этнических групп;
3. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, вероисповедания, его отношения к религии, а также принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
4. Учет взаимосвязи национальных ценностей с традиционными религиями;
5. Запрещение любых форм ограничения прав человека по признакам социальной расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
6. Диаспоры и этнические группы Республики Казахстан являются частью единого казахстанского общества и единой казахстанской гражданской общности;
7. Гарантия культурно-духовных прав диаспор, малочисленных этнических групп в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;
8. Запрещение деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности, раскол единого народа Казахстана, разжигание национальной, религиозной и сословной розни, ненависти и вражды;
9. Достижение информационной независимости государства.
10. Учет социально-исторических, демографических, природно-климатических особенностей и этнического состава регионов и государства;
11. Связь национальных проблем с социальной, экономической и культурно-образовательными и другими сферами государственной политики;
12. Защита прав и интересов казахской диаспоры за пределами Республики Казахстан, поддержка в сохранении и развитии казахского языка, культуры, национальной традиций.
IV
Приоритетные цели и задачи национальной политики Республики Казахстан.
В целях предупреждения рисков и угроз и укрепления межнационального единства “Концепция” ориентирует государственную политику на учет многообразия интересов и определяет следующие приоритетные цели и задачи:
В политической области:
- общественная стабильность как основа справедливого, демократического решения национальных проблем;
- укрепление связи с государствами, в которых проживает казахская диаспора, а также с государствами, которые являются исторической родиной диаспор на основе международных актов;
- укрепление всеми представителями этнических общностей международного имиджа Казахстана;
- совершенствование системы государственного управления и местного самоуправления в целях своевременного и оперативного решения проблем этнических и религиозных общностей в населенных пунктах;
- обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, их языка, культуры и вероисповедания;
- изучение ситуации в межнациональных отношениях и выработка научных рекомендации по предупреждению межнациональных конфликтов;
- объединение усилий государственных органов и гражданского общества для достижения межэтнического и межконфессионального диалога, укрепления взаимопонимания между людьми различных этнических и религиозных общностей.
- гражданство Республики Казахстан должно предоставляться в зависимости от образования, возраста, профессии, уровня знания государственного языка, наличия финансовых средств, прямых родственных связей.
- в межгосударственных отношениях системно учитывать культурно-духовные интересы казахской диаспоры в соответствующих странах.
2. Социально – экономической сфере:
- ввести этническую статистику, отражающую состояние этнических общностей;
- преодолеть деформацию представительства этнических общностей в различных сферах производства и управления через систему образования, подбора расстановки кадров и совершенствования социальной политики;
- формирование действенной системы “социальных лестниц” на основе повышения качества образования, обеспечения прозрачности и справедливости кадровой политики госорганов и субъектов экономики;
- осуществлять целевую подготовку квалифицированных рабочих, инженеров и менеджеров из числа коренного населения, для замены иностранных специалистов;
- ликвидация дискриминации казахстанцев в иностранных компаниях;
- решение земельных проблем с учетом традиций и культуры казахов и диаспор в землепользовании, отдавая приоритет государственной собственности на землю;
- в соответствии с мировым опытом при освоении природных ресурсов местные жители независимо от этнической принадлежности должны бесплатно владеть частью акций компаний, получать доход и пользоваться другими льготами в целях компенсации вреда здоровью и экологии;
- экономическое и культурное развитие аула и села, реализация социальных проектов развития их инфраструктуры и занятости;
- регулирование внутренней миграции и безотлагательное решение социальных проблем поселений вокруг городов.
- регулирование внешней миграции в целях преодоления осложнений межнациональных отношений на рынке труда и размытия в перспективе национального облика государства;
- необходим дифференцированный подход к различным категориям казахов, возвращающихся в Республику Казахстан, рассматривая их как дополнительный резерв трудовых ресурсов и важнейший потенциал этнокультурного и интеллектуального развития.
3. Духовной и культурной сфере:
- в целях изучения языковой ситуации в стране периодически подготовить региональную этнолингвистическую карту и языковой мониторинг;
- создание методической, научной технологической и информационной базы для овладения всеми гражданами государственным языком;
- всестороннее материальное стимулирование государственных служащих и специалистов, овладевших государственным языком;
- определить конкретные сроки обслуживания населения на государственном языке во всех сферах жизни с учетом особенностей регионов;
- в целях повышения конкурентно способности информационного пространства на казахском языке уделять приоритетное внимание финансовым и технологическим проблемам казахоязычных СМИ;
- с учетом возрастающей роли информационной инфраструктуры, интернета в развитии конкурентоспособности нации и с учетом закономерностей развития информационного пространства, принять соответствующий современным требованиям новый казахский алфавит.
- в вопросах воспитания личности и формирования общечеловеческих ценностей обеспечить партнерство государства и традиционных религий;
- восстановить историческую справедливость в географических названиях;
- развитие этнокультурных центров, ориентированных на удовлетворение культурных и языковых потребностей диаспор и свободных от влияния политических сил как внутри страны, так и за её рубежами;
- принятие закона, определяющего правовые основы деятельности этнокультурных центров;
- повышение квалификации работников государственных органов, занимающихся вопросам национальной политики, осуществление подготовки этносоциологов, этнополитологов, этнопсихологов;
- пропаганда через СМИ опыта и культуры межнационального согласия и межэтнического общения;
- уделить особое внимание работе по пропаганде казахстанского патриотизма через русскоязычные СМИ;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к казахскому языку и казахской культуре, к истории Казахстана как духовной основы общей родины через системы образования, СМИ и учреждения культуры;
- воспитание молодежи в духе уважения к истории, культуре и языкам диаспор и их духовным ценностям.
V
Реализация государственной национальной политики.
Реализация государственной национальной политики осуществляется на основе Конституции и законов РК, поддержки предложений политических партий, и неправительственных организаций.
Для этого необходимо принять следующие меры:
- разработать общегосударственную Программу модернизации казахской нации, направленную на экономическое, социальное, демографическое и культурное развитие и этническую целостность казахов всего мира;
- координировать экономические, социальные и политические преобразования с потребностями и интересами этнических групп;
- осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, освещение национальных проблем в средствах массовой информации и распространение знании об истории и культуре Казахстана;
- Внести изменения в стратегические планы развития страны с учетом этнического облика будущего Казахстана.
Подготовить и принять следующие законы:
- “ О государственном языке в РК”;
- “ О свободе вероисповедания и религиозных объединениях”;
- “ О этнокультурных центрах в РК”.
Внести изменения и дополнения” в законы:
- “ О языках”,
- “ О миграции”,
- “ О культуре”,
- “ Об образовании”.
- “ О СМИ”.
- Создание единого государственного органа по управлению межнациональными процессами и системы анализа и прогноза ситуации и выработки оптимальных решений в области межнациональных отношений.
- Высокая динамичность национальных процессов, возможность непредвиденных поворотов, влияние внешних факторов требуют уточнения подходов к решению межнациональных проблем всех ветвей и уровней власти.
Сохранить духовный суверенитет Аманжол Смагулов (ЛИТЕР) 14 сентября 2011
Кoличество переходов на страницу: 29097
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |
Комментарии
25.11.2012 14:59 - том
почему пишут, что "является демократическим, светским государством", в Конституции сказано, что "утверждает" себя таковым, и в Комментариях к Конституции есть об этом пояснения
с ув.
с ув.
22.04.2012 22:19 - Олег
Добрый день.
Я взял всего-лишь 2 пункта из концепции национального развития Казахстана. Лично я полностью согласен и с остальными формулировками данной концепции. Но ..., существует и реальная жизнь, которая отличается от концепции. Я поднимаю обе руки за межнациональное согласие, однако клин в межнациональное согласие уже вбит основательно господами чиновниками, можно только констатировать факты, цифры. Например:
- переименование втихушку улицы имени И.С.Тургенева
- при соотношении на 2010 год в г.Павлодаре • русские — 151 709 чел. (45,74 %)
• казахи — 128 102 чел. (38,62 %) во всех департаментах слишком несоразмерное преимущество граждан казахской национальности
Из концепции:
2. Целенаправленная модернизация государствообразующей казахской нации, повышение её консолидирующей роли в казахстанском обществе, при одновременном создании условий для этнокультурного развития диаспор и этнических групп;
3. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, вероисповедания, его отношения к религии, а также принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
Не знаю, поймут ли господа чиновники, но я все-таки попытаюсь хоть кого-то из них образумить: когда человек не может устроиться на работу лишь по одной причине - национальной принадлежности, или когда
твой ребенок не может поступить в школу милиции потому, что "все места распределены" (коррупция вперемежку с ошибками в национальной политике), на этого человека действует только реальность, а не концепция.
Единство без равенства в правах и обязанностях не бывает, особенно в 21 веке. В моих интересах сохранить мир и согласие в обществе, поэтому и пишу то, что очень не понравится делателям карьеры за счет привилегий. Привилегии могут иметь только дети, старики, сироты, инвалиды независимо от национальности.
Я взял всего-лишь 2 пункта из концепции национального развития Казахстана. Лично я полностью согласен и с остальными формулировками данной концепции. Но ..., существует и реальная жизнь, которая отличается от концепции. Я поднимаю обе руки за межнациональное согласие, однако клин в межнациональное согласие уже вбит основательно господами чиновниками, можно только констатировать факты, цифры. Например:
- переименование втихушку улицы имени И.С.Тургенева
- при соотношении на 2010 год в г.Павлодаре • русские — 151 709 чел. (45,74 %)
• казахи — 128 102 чел. (38,62 %) во всех департаментах слишком несоразмерное преимущество граждан казахской национальности
Из концепции:
2. Целенаправленная модернизация государствообразующей казахской нации, повышение её консолидирующей роли в казахстанском обществе, при одновременном создании условий для этнокультурного развития диаспор и этнических групп;
3. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, вероисповедания, его отношения к религии, а также принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
Не знаю, поймут ли господа чиновники, но я все-таки попытаюсь хоть кого-то из них образумить: когда человек не может устроиться на работу лишь по одной причине - национальной принадлежности, или когда
твой ребенок не может поступить в школу милиции потому, что "все места распределены" (коррупция вперемежку с ошибками в национальной политике), на этого человека действует только реальность, а не концепция.
Единство без равенства в правах и обязанностях не бывает, особенно в 21 веке. В моих интересах сохранить мир и согласие в обществе, поэтому и пишу то, что очень не понравится делателям карьеры за счет привилегий. Привилегии могут иметь только дети, старики, сироты, инвалиды независимо от национальности.
30.01.2011 19:12 - Жанат Асанкали
«Концепция» подготовлена группой членов демократической партии «Ак жол» под руководством доктора философских наук, секретаря Центрального Совета партии А. Айталы и рекомендована для обсуждения всеми заинтересованными сторонами.