Политическая напряженность между Россией и Украиной не могла не сказаться на экономических отношениях между двумя странами, однако в последние несколько недель ее последствия затронули отрасль, которую охлаждения международных отношений, как правило, касаются слабо.
В конце 2015 г. стороны так и не смогли договориться об обмене разрешениями на автоперевозки, что привело к их полной остановке с 4 января 2016 г. Продолжили работать лишь транзитные перевозчики на маршруте Украина - территория РФ - Казахстан - для этого президент Владимир Путин издал специальный указ, регулирующий их деятельность. С его введением международные транзитные автомобильные перевозки грузов с Украины в Казахстан через территорию РФ осуществляются с территории Беларуси. Водители не имеют права пересекать украино-российскую границу, зато могут заезжать на территорию РФ через Беларусь при условии наличия учетных талонов и специальных средств идентификации (пломб).
Наконец, 11 февраля Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) объявила, что РФ и Украина наконец согласовали транзитные автоперевозки грузов и пассажиров.
Однако в тот же день в десяти регионах Украины активисты начали акции по блокированию проезда грузовых автомобилей с российскими номерами.
Однако в тот же день в десяти регионах Украины активисты начали акции по блокированию проезда грузовых автомобилей с российскими номерами.
Российской стороне на ответ потребовалось несколько дней, однако он приобрел статус официального: с 14 февраля министерство транспорта РФ приостановило движение грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных на Украине. "Такое решение было принято как ответ на неправомерные блокирования российских грузовых автотранспортных средств с 11 февраля на территории Украины и отсутствие реакции на соответствующие обращения российской стороны", - говорилось в сообщении Минтранса.
В ответ на это кабинет министров Украины в понедельник принял решение приостановить транзитные перемещения российских грузовых автомобилей по территории Украины. Киев посчитал, что РФ в одностороннем порядке нарушила правила и процедуры Всемирной торговой организации и в одностороннем порядке прекратила перемещение украинских грузовых автотранспортных средств по ее территории. МИД Украины направил РФ ноту с требованием объяснения таких незаконных действий.
В свою очередь, российская сторона также не преминула обвинить Украину в нарушении правил ВТО. "То, что касается автомобилей, которые находятся в транзите через территорию Украины, статьей 5 ВТО Украина должна обеспечивать свободный транзит.
Соответственно, то, что она сейчас не делает, есть, наверно, признаки нарушения", - сказал в понедельник журналистам директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, комментируя вопрос, кто же нарушает нормы ВТО в скандале с запретом транзита грузовиков.
Соответственно, то, что она сейчас не делает, есть, наверно, признаки нарушения", - сказал в понедельник журналистам директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, комментируя вопрос, кто же нарушает нормы ВТО в скандале с запретом транзита грузовиков.
НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ
Наконец, проблема автоперевозчиков достигла уровня руководства страны. В Кремле назвали возмутительной ситуацию с блокировкой транзита российских большегрузов через территорию Украины и не исключили новых ответных мер в случае, если эта проблема не будет снята.
"Это вопрос чрезвычайной важности. Безусловно, это абсолютно возмутительно, когда при попустительстве властей на Украине подобный беспредел творится в отношении наших перевозчиков. Это, конечно, недопустимо", - заявил в понедельник журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Он подчеркнул, что в Кремле "внимательно следят за ситуацией". "Исходим из того, что в Минтрансе энергичные меры предпринимаются для разблокирования этой ситуации и для обеспечения адекватных ответных мер в случае нежелательного продолжения этой кризисной ситуации", - сказал Д.Песков, напомнив, что российская сторона уже пошла на "вынужденные контрмеры, которые объявил Минтранс".
При этом Д.Песков отметил, что пока не располагает информацией об официально объявленном правительством Украины решении остановить движение российских грузовиков. "Я не знаю об этом, я не знаю, что за этим стоит. Но в любом случае это абсолютно противоречит нормам международного права, принципам международной организации, которая занимается международными перевозками. Это, что называется, ни в какие ворота не лезет", - подчеркнул пресс-секретарь президента.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в понедельник на совещании с вице-премьерами попросил правительство продолжить действия по разблокированию российских фур на Украине и применению ответных мер до тех пор, пока этого не произойдет.
По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, на Украине в настоящий момент остановлены порядка 100 российских фур, при этом около еще 500 не могут въехать на территорию этой страны со стороны Евросоюза.
ДВУСТОРОННЯЯ ОСТАНОВКА
В понедельник Минтранс и Ространснадзор начали публиковать данные о задержании грузовиков украинских перевозчиков. Так, по состоянию на 14:30 мск было задержано 161 автотранспортное средство. Инспекторы Ространснадзора в ходе транспортного контроля автомобилей составляли протокол изъятия документов транспортного средства с описью, помещая автомобили на спецстоянки.
В министерстве также отмечали, что по состоянию на 15:00 движение российских грузовиков по территории Украины по-прежнему было затруднено, "невозможно въехать на территорию Украины со стороны европейских стран". "Возникают заторы на границе с Литовской республикой в связи с ограничением транзита российского транспорта в Европу, поскольку в настоящее время Россия и Польша не обменялись разрешениями на проезд грузового автотранспорта", - говорилось в сообщении.
Как говорил ранее в понедельник заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул, российская сторона ждет дальнейших разъяснений со стороны украинских властей. Он пояснял, что российский запрет на движение украинских грузовиков по РФ продлится до тех пор, пока Москва не получит информацию о сроках возобновления движения российского автотранспорта по территории Украины и через ее территорию.
Пока таких официальных ответов мы не получали, хотя официальный запрос был направлен сразу же после получения информации о первых фактах остановки. Мы рассчитываем, что это решение (официальный ответ от Украины) должно состояться буквально в течение сегодняшнего дня. Мы получаем информацию от министерства инфраструктуры Украины, что кабинет министров вырабатывает соответствующее официальное постановление по данной тематике", - добавил замминистра.
Пока таких официальных ответов мы не получали, хотя официальный запрос был направлен сразу же после получения информации о первых фактах остановки. Мы рассчитываем, что это решение (официальный ответ от Украины) должно состояться буквально в течение сегодняшнего дня. Мы получаем информацию от министерства инфраструктуры Украины, что кабинет министров вырабатывает соответствующее официальное постановление по данной тематике", - добавил замминистра.
Позднее в понедельник министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский сообщил, что Украина начала технические консультации с министерством транспорта РФ по вопросу транзитных автоперевозок между странами. "Надеюсь, в ближайшее время будет выработано взвешенное решение по этой теме", - сказал он.
При этом министр отметил, что акции украинских общественных активистов с попыткой блокирования российских фур не являются нарушением законодательства: например, такие акции проходят в странах Европы. Между тем, подчеркнул А.Пивоварский, ограничение Россией украинского транзита является прямым нарушением международного законодательства.
РОССИЙСКО-ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС
Масла в огонь осложнений транзита российского автотранспорта через территорию Украины подлил тлеющий конфликт с Польшей.
Ситуация с разрешениями на автоперевозки между РФ и Польшей начала обостряться после введения в России законодательства, усилившего контроль за международными автоперевозками и ужесточившего требования к иностранным автоперевозчикам в части оформления перевозок. Это привело к тому, что польская сторона на переговорах требовала увеличить количество разрешений для своих перевозчиков и отмены нового законодательства, встречая противодействие с российской стороны.
Ситуация с разрешениями на автоперевозки между РФ и Польшей начала обостряться после введения в России законодательства, усилившего контроль за международными автоперевозками и ужесточившего требования к иностранным автоперевозчикам в части оформления перевозок. Это привело к тому, что польская сторона на переговорах требовала увеличить количество разрешений для своих перевозчиков и отмены нового законодательства, встречая противодействие с российской стороны.
При этом АСМАП заявляла о "деструктивной" позиции Польши на переговорах по обмену двусторонними разрешениями на автомобильные грузоперевозки между двумя странами. РФ и Польша вели переговоры по обмену разрешениями на 2016 год и среднесрочную перспективу "ввиду завершения трехлетнего периода действия предыдущих договоренностей по российско-польскому контингенту разрешений".
При этом ассоциация указывала, что на встрече в Светлогорске польская делегация "практически прекратила участие в переговорах через два часа после их начала и отказалась от обсуждения контингента разрешений".
По мнению ассоциации, "прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией". "При этом следует отметить, что польские перевозчики имеют наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%", - подчеркивала АСМАП.
По мнению ассоциации, "Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков".
По мнению ассоциации, "Польша как транзитное государство использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков".
Позднее министерство транспорта РФ предложило польской стороне продлить срок действия разрешений 2015 года на международные автоперевозки между странами до 15 февраля 2016 года, однако к понедельнику вопрос с разрешениями так и не был решен.
Европейская комиссия при этом не стала вмешиваться в спор Польши и России. Комиссар по вопросам транспорта ЕС Виолета Булк заявила министру инфраструктуры и строительства Польши Анджею Адамчику, что мало что может сделать в этом вопросе.
"Госпожа комиссар, сказала, что верит в дипломатические способности наших переговорщиков, она желает нам наилучшего решения", - сообщил польским журналистам А.Адамчик. По его словам, В.Булк призналась, что Еврокомиссия мало что может сделать по поводу проблем польских транспортников в России.
Вместе с тем официальный представитель Еврокомиссии Якуб Адамович заявил, что ввиду отсутствия непосредственного договора между Евросоюзом и Россией по вопросу автоперевозок они регулируются двусторонними соглашениями, в частности, между Польшей и Россией.
"Разумеется, мы внимательно следим за развитием этой ситуации, касающейся лицензий для грузового автодорожного транспорта между Польшей и Россией. Мы призываем обе стороны продолжать эти переговоры с целью быстро прийти к решению данного спора, потому что мы хотим, чтобы грузовой автотранспорт передвигался без препятствий между Польшей и Россией", - сказал пресс-секретарь в четверг на брифинге в Брюсселе. Я.Адамович заверил, что Еврокомиссия готова со своей стороны оказать любую помощь, которая представляется необходимой в данной ситуации.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Сложившаяся ситуация привела к практически полной остановке транзита грузового автотранспорта через территорию Украины, а также постепенному прекращению автомобильного сообщения между РФ и Польшей, что фактически приводит к сухопутной изоляции России от остальной Европы.
"Альтернатив в данном случае немного: либо привлечение белорусских и прибалтийских перевозчиков, либо использование морских путей. Но в любом случае это приведет к увеличению стоимости транспортировки каждой еврофуры на 300-500 евро.
Белорусские перевозчики сейчас закрывают проблему с российско-польскими разрешениями и просто физически не могут предоставить транспорт в нужном объеме для решения ситуации с украинским транзитом", - отмечает генеральный директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов.
Белорусские перевозчики сейчас закрывают проблему с российско-польскими разрешениями и просто физически не могут предоставить транспорт в нужном объеме для решения ситуации с украинским транзитом", - отмечает генеральный директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов.
При этом, по оценке Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Польше, первый день простоя обошелся польской транспортной отрасли в сумму порядка $1,5 млн. Ежедневно, отмечают в ассоциации, в Россию из Польши въезжает в среднем 600 грузовиков. Каждый из них, перевозя товар, зарабатывает в среднем 2,5 тыс. евро в сутки.
Белорусские и прибалтийские пограничники уже зафиксировали рост потока автотранспорта на своем направлении - грузоперевозчики меняют маршруты движения грузовиков, перенаправляя их в обход Польши: в Беларусь и Прибалтику и далее на паромах в Германию и Швецию.
Замглавы Минтранса Николай Асаул также называл паромное сообщение одним из альтернативных способов обхода Польши и Украины. "Заторы (на литовской границе) возникают в связи с ограничением транзита российского транспорта в Европу, поскольку с Польшей отсутствует обмен разрешений на проезд грузового автотранспорта. Как польские перевозчики, так и российские не могут двигаться в направлении Европы. В этих условиях единственным возможным вариантом попадания российского транспорта в Европу является паромное сообщение - или же транзит через Украину, который до недавнего времени осуществлялся беспрепятственно", - отметил замминистра.
При этом с 21 февраля планируется запустить паромную линию "Балтийск-Засниц", которая будет задействована для транспортировки грузовых автотранспортных средств с регулярностью три раза в неделю.
По словам генерального директора Агентства автомобильного транспорта Алексея Двойных, организация паромных переправ "на сегодняшний день очень важный вопрос для отрасли международных перевозок, в ситуации когда уже два месяца российская делегация не может найти компромисс с польской стороной". "Но политическая обстановка сегодня такова, что строить долгосрочные планы в расчете на западных партнеров нельзя. Поэтому, на мой взгляд, надо подходить к этому вопросу более серьезно в долгосрочной перспективе. Нам нужно иметь независимый альтернативный маршрут до Германии с использованием парома, который мог бы гарантировать провоз хотя бы стратегически важных для страны грузов", - сказал он.
По словам генерального директора Агентства автомобильного транспорта Алексея Двойных, организация паромных переправ "на сегодняшний день очень важный вопрос для отрасли международных перевозок, в ситуации когда уже два месяца российская делегация не может найти компромисс с польской стороной". "Но политическая обстановка сегодня такова, что строить долгосрочные планы в расчете на западных партнеров нельзя. Поэтому, на мой взгляд, надо подходить к этому вопросу более серьезно в долгосрочной перспективе. Нам нужно иметь независимый альтернативный маршрут до Германии с использованием парома, который мог бы гарантировать провоз хотя бы стратегически важных для страны грузов", - сказал он.
Интерфакс-Запад, 16 февраля 2016
Кoличество переходов на страницу: 1241
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |