https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Куда ушли белорусские Асилки




МОЛОТ АСИЛКА

В стародавние времена шел по Белой Святой Руси великан-богатырь, или, по-белорусски, асілак. Видит — лежит на берегу моря Бел-горюч камень Алытырь. И было в сем «солнечном» камне заключено счастье человеческое. Что есть силы ударил асилок по камню волшебным молотом и добыл для людей счастье.*

По другому белорусскому сказу, после удара асилка из расколовшегося камня вылетела уточка. Уточка снесла яйцо. Асилок разбил яйцо, и в нем оказалась горящая свеча.

Асилок, ударивший по Алатырю волшебным молотом, напоминает древнерусского бога-кузнеца и Творца мира Сварога, который ударял по Алатырю молотом и так творил Вселенную, богов и людей.

Согласно славянским ведическим преданиям, волшебный молот был также атрибутом бога грозы Перуна Сварожича и других громовержцев: Ильма Тульского, Индрика Дыевича. Молот имели боги, властвующие над верхним и нижним мирами: Радогост и Велес.

Сказка о волшебном молоте асилка хорошо известна в Белоруссии. Да и не так давно и сам молот, унаследованный из древних ведических храмов, почитался здесь. Так, в 1899г. «Смоленские епархиальные ведомости» (№ 2) сообщали, что за два года до этого в древлехранилище Смоленского церковно-археологического комитета поступил огромный Молот. Сей молот хранился в алтаре одной из церквей Бельского уезда Смоленской губернии и местными белорусами и русскими почитался «Молотом Ильи-пророка». Церковные власти усмотрели в сем поклонении остаток языческой старины. Потому молот был вывезен, последующая его судьба неизвестна.

А в белорусской деревне Сидорки Рославльского уезда Смоленской Губернии еще в XIX в. как священная реликвия почиталось гигантское топорище исполина-волота Сидора, в память о коем была названа деревня.

Почитание в белорусских землях молота известно с незапамятных времен. Так, еще в 1458г. папа римский Пий II (Эней Пикколимини) в книге «Европа» передал рассказ Иеронима Пражского, посетившего в 1411 г. Белоруссию-Литву. В одном из храмов Иероним увидел огромный молот и спросил: почему он является предметом почитания? Ему рассказали, что некогда могущественный король похитил Солнце и запер в башню. И тогда собрались 12 знаков Зодиака. Они разбили башню молотами и вернули Солнце людям. Один из тех молотов и хранился тогда в храме.**

Нет сомнений, что не только культ молота был унаследован с древнейших времен, но и сами молоты были принесены в христиански»» храмы из древних славяно-балтских святилищ. В новых храмах они были приписаны Илье-пророку либо святому Сидору, хотя народ сих святых по старинке называл асилками и громовиками («пярунами»***). С остатками сего «язычества» и боролась церковь.

На Руси подобные реликвии уничтожались с IX в., а последние святилища берендеев были разорены в XVII в., в смуту, после ожесточенной борьбы народной веры с государственной церковью. Последняя позолоченная «палица Перуна», бывшая предметом почитания в древнем Новгороде, была предана сожжению в середине XVII столетия по распоряжению патриарха Никона****.

В Белоруссии же, отделенной тогда от Руси и в меньшей степени затронутой сей борьбой, древнее богопочитание сохранялось до самого недавнего времени.

Нелишне будет вспомнить и то, что последний языческий храм был разрушен именно в белорусско-литовских землях: речь идет о великолепном каменном храме Перуна под Вильной, построенном в 1265 г. и вскоре разрушенном немецкими рыцарями; в сем храме служил великий жрец кривичей Криве.

Потому неудивительно, что языческие реликвии хранились в здешних храмах вплоть до рубежа XX столетия. А также то, что именно белорусских землях лучше всего сохранились предания об асилках-волотоманах, восходящие к ведическим мифам.

Это объясняет и то, почему старинные праздники, такие, как Купала и Коляда в Белоруссии, ныне становятся общенациональными.

КТО ОНИ — АСИЛКИ?

Асилки, чтимые в Белорусии, — кто они? Богатыри? Полубоги? Можно сравнить их со скандинавскими полубогами асами, которые враждуют с дисами и ванами, или с индийскими асурами, которые враждуют с дэвами.

Белорусские асилки-волоты наделены великой силой (само их имя означает «сильные»). Они мимоходом вырывают сосны и дубы, передвигают горы, перебрасываются скалами, вытаптывают озера. Они могут искать своих невест в загробном мире, в Нави (подобно их родовичу Велесу).

Сильная буря на Могилевщине почитается «игрой асилков». Рассказывают, что одно из озер Бельского уезда образовалось от падения на землю огромного камня, брошенного Волотом. А на Червенщине, под Минском, говорят, что волоты-асилки затопили церковь с людьми, и так образовалось озеро Дикое.

Но асилки славны не только своей силою, но и мудростью. Они учили людей ремеслам, землепашеству, кузнечному делу.

В Лепельском уезде Витебской губернии рассказывали, будто некогда женщина-асилок победила исполинов, а потом вырвала ель и поставила ее «кореньями вверх».***** Ель — это священное древо Велеса («волотоманы» значит «люди Велеса»). Перевернутая ель символизирует исходящее с небес Ведическое Знание.

Подобный образ есть в Ведах Индии (например, в Бхагавадгите, гл. 15, говорится: «Существует бессмертное дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви — вниз, а листья его — ведические гимны. Знающий это дерево познал Веды»).

Белорусские асилки и волоты — это полубоги из рода Асилы Велеса. Это подтверждают их деяния, их сила и мудрость, связь с источниками, озерами, священное дерево ель.

А кто же противники асилков? В белорусских сказах асилки враждуют либо с дивьими людьми, либо с самим богом грозы Пяруном (сказ об асилке Зюзе).

Пярун — див, ибо он, по белорусско-литовским мифам, сын бога неба Диевса.

Однако нужно понимать, что дивом Перун (Пярун, Перкун) стал в толковании кривичей, которые совместили всех Громовержцев в едином образе Перуна. В белогорско-берендеевской традиции дивом был только Индрик, сын Дыя, а Перун — сын Сварога, сварожич-ясунь (ясуни — то же, что асилки). Белогорская традиция изначальная, кривичское совмещение всех громовержцев суть древняя ересь.

Толкование образа Индры как дэва есть и в древнеиндийской Ригведе, в коей рассказано, как Индра ударил молотом-ваджрой по камню, и который обратился асура Валу. Так Индра освободил заключенные в камне святые воды, солнце и огонь поэзии.

По камню били и иные боги: Брама, Агни и пр. (в «Русских Ве дах» — Барма, Огнебог Семаргл). Именно этот миф пересказывал папа римский Пий II, сообщивщий белорусское предание о молоте асилка (см. об этом выше).

О гимнах Индре и Валу вспоминает и «Книга Велеса»: «И там (в Передней Азии) мы сложили песни наши об Индре и Валу. И стали мы верующими, и были вместе с Богами...» (Троян I, 2:8).
В «Русских Ведах» Валу — брат Велеса, он как бы являет собой иное его воплощение. Они сходны, но и различны, ибо Велес приходил много раз после гибели брата и даже заместил его в качестве хранителя мудрости и входа в Навь.

Ведические корни легенд о вражде дивьих людей и асилков ясны Асилки в иных арийских землях — это асы, асуры, ахуры, ясуни, а дивьи люди — это дэвы, дасью, дисы, дасуни. Противостояние иранской асуро-асилковской и индо-венедской дэво-дивьей духовных традиций было во всех славянских и арийских краях. На земном плане оно выражалось в противостоянии людей, поклонявшихся Перуну и Велесу.

ПУТЬ АСИЛКОВ

Среди древних племен, населявших белорусскую землю, Перуну, сыну Диевса, поклонялись кривичи, борусы, а Асиле-Велесу поклонялись туровцы (тавро-русы), дреговичи, радимичи и волыняне-дулебы.

Более всего известно о кривичах. Согласно «Книге Велеса», кривичи, потомки Скревы, дочери Богумира, пришли сюда примерно во II тыс. до н.э. с Урала. В те времена они еще были одним из киммерийских родов (киммерийцы, или кимры, — потомки Богумира). Потом они разделились на литовцев и славян-кривичей.

Туровцы (их же именуют тиверцами, тавро-русами) пришли из Крыма-Тавриды в первых веках нашей эры после войн с греками и готами. Имя белорусского города Туров восходит к имени племени туровцев. Оно произошло от имени тура, то есть быка. Тура также звали и тавром, он был священным животным Велеса, носившего в былинах имя Ставр Годинович. От имени Ставра-Велеса происходит и древнее имя Крыма: Таврида. Сего бога почитали своим прародителем и покровителем крымские тавры, так же как потом происшедшие от них тавро русы, тиверцы, туровцы.

Волыняне-дулебы пришли на Белорусскую землю и в древнюю Волынь с Волынского (то есть Каспийского) моря. Их имя происходит от имени прародительницы Волыни, женского лика Велеса. Велес (Волос) был богом священной реки Волги, которая впадала в Волынское море, потому в именах и реки, и моря мы обнаруживаем корень «вол».

Далекие предки волынян и тавро-русов некогда жили на Алтае, и всех их объединяла Велесова вера. Именно они и были асилками-волотоманами (возможно, античные авторы их именовали «вельтами»).

В «Книге Коляды» рассказано о том, как Велес, обернувшись в Синего Быка, победил Черного Быка, прежнего влыдыку Алтая. Потом он со своей сестрой Алтынкой, со своими родами переселился на Кавказ, род Велеса и Алтынки породнился с родом Алтын-Чаркаса, то есть породил чаркасов-казаков.

Затем роды Велеса пришли и к Азовскому морю (морю асов), и Тавриду, где уже жили асы и тавры, почитавшие Асилу Велеса. Связи Алтая, Южного Урала и Тавриды сохранялись на протяжении всего Сварожьего круга (последних 20000 лет). По этому пути большие переселения происходили в IV в. н.э., время Великого Переселения народов и нашествия гуннов. Видимо, тогда с Северного Кавказа, из древней Русколании, со столицей в Белом городе (Белой Веже ******), часть русколан переселилась в Волынские земли и в будущее белорусское Беловежье, которое тогда и получило сие имя. В «Книге Bелеса» (Бус IV, 1:2) сказано об этом исходе: «И вот русичи по шли от Белой Вежи. И пришли к Днепровским Землям... И воины шли Истинной Стезей, и мы шли за оными. И так взяли Дон, и потекли от сей реки к Дунаю, и там были волохи, и были они разбиты...».

Путь от Алтая до Беловежья проходили асилки-волотоманы много раз. И на всем этом пути сохранились их следы: сходные древние легенды о богатырях. Расселялись они потом отсюда и по всем славянским землям. Так, радимичи и волыняне вместе с вятичами и кельтами-волохами пошли в VI в. после войн с Византией на восток и на север, где и осели в землях будущей Киевской и Московской Руси, а иные поверну ли на юг, где стали южными славянами.

Потому белорусские предания об асилках должны почитаться также и украинскими, и русскими, а также общеславянскими.

Потому в древних белорусских сказах говорится, что, когда придет беда, вновь явятся асилки во всех славянских землях и защитят своих правнуков.

* См. различные варианты сказа в кн.: Романов Е.Р. Белорусский сборник. — (Киев—Витебск—Могилев—Вильна,  1885-1912.
** Mannhardt W. Letto-preussische Gotterlehri. — (Riga, 1936.)
***  «Пярун» по-белорусски значит «гром». Так мог зваться и сам Перун Сварожич, и любой ивой громовержец. Ильма Сварожича и Индрика также звали Пярунами (Громами). Ильм Сварожич в народных сказах чаще заменялся Ильей Муромцем либо Ильей-пророком. А И
ндрик Дыевич, внук Козы Седуни, был также и Седуневичем, он обращался в святого Сидора.
**** Дополнения к актам историческим. Т. 1. — СПб., 1846. — С.27
***** Сементовский А. Белорусские древности. — СПб., 1890.
****** Святослав в X в. дал древнее имя Белой Вежи хазарской крепости Саркел на Дону, очевидно, в память о древнем городе, упоминаемом в «Книге Велеса».

( А. Асов  "Атланты, Арии, Славяне" /История и вера/ Издательство "Алетейа" Москва 1999г. )

Александр Игоревич Асов - писатель, журналист, историк и филолог. Родился в селе Сокольском на Волге, в Нижегородской области вАлександр Асов семье учителей. Закончил школу в г. Гороховце Владимирской области. Был директором краеведческого музея. Затем закончил Московский государственный университет и аспирантуру, философ, эколог и геохронолог, определял и уточнял даты событий древней истории, связанных с геологическими и экологическими катастрофами.

Семь лет работал литературным сотрудником в журнале «Наука и религия
» (с 1991 по 1998), с 2004 года вновь в штате журнала, зав. отделом славянской истории.

Член Союза писателей России, член Союза журналистов Москвы, член-корреспондент Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, академик Русской Православной академии.




 

Кoличество переходов на страницу: 6174


Комментарии