https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Игра королей


Шахматы – это спорт? Искусство? Игра? Невозможно ответить на эти вопросы, не попробовав сыграть в шахматы. Что же это за игра такая – шахматы?

Шахматы окружены ореолом таинственности и мудрости. Часто они становились стержнем сюжета фильмов и книг, а иногда и главным действующим лицом. Шахматы – игра с древнейшей историей, а сегодня еще и популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты. Ведь шахматы – прекрасный тренажер для мозга, при этом на доске создается целый мир сложных взаимоотношений, страстей, эмоций, удач и неудач. Поэтому они притягивают людей с разными наклонностями, типами темперамента, складом ума.

У шахмат даже есть своя собственная муза-покровительница, в XVIII веке ее придумал английский поэт Уильям Джонс, большой любитель шахмат. Он издал поэму о происхождении шахмат, в которой бог войны Марс влюбился в лесную нимфу Каиссу. Нимфа не отвечала поклоннику взаимностью, и, чтобы добиться своего, Марс изобрел шахматы и научил Каиссу играть в них.

Государство и шахматы

Короли не раз соревновались между собой именно в шахматах, да и многие мужчины находили прямые ассоциации между шахматными баталиями и настоящими военными действиями. Часто именно эту особенность шахмат использовали авторы в своих произведениях, а ведь существует история о том, как в 1982 году шахматная федерация ФРГ после многолетних попыток добилась от министерства финансов признания шахмат «полезным видом спорта, имеющим воспитательное значение». Решающим аргументом явилась цитата из письма прусского короля Фридриха Великого: «Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению». Конец этой фразы, который федерация предпочла не приводить, гласил: «...а потому не следует их поощрять».

Однако сейчас государства открыто покровительствуют шахматам, проводятся турниры при господдержке со значительными призовыми фондами. Один из них прошел недавно в Астане: в июле этого года состоялся чемпионат мира по быстрым шахматам (рапиду) и блицу с общим призовым фондом $400 тысяч. На десять дней столица стала шахматной и собрала 16 выдающихся гроссмейстеров мира.

Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы как эффективный способ улучшить свою память. Кроме того, эта игра позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Но многие считают, что шахматы – игра для тех, кто от природы обладает высоким интеллектом. Это лишь отчасти верно, при помощи шахмат любой желающий может существенно повысить свой интеллект. Во время игры в шахматы в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, а правое полушарие отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую, стимульную информацию.

Шахматист учится предугадывать и прогнозировать события, развивает стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы. Поэтому нельзя не отметить пользу шахмат для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Шахматы и дети

Ленты новостей пестрят сообщениями об успехах юных казахстанцев в шахматных соревнованиях. У всех на слуху имя 12-летней Жансаи Абдумалик, которая стала самым молодым гроссмейстером среди женщин. Жансая самая титулованная спортсменка в юношеских шахматах в Казахстане. В 10 лет она стала мастером спорта по шахматам, а в 11 получила титул международного мастера на турнире в Индонезии.

– С тех пор как я начала играть в шахматы, у меня было две мечты. Стать самым молодым гроссмейстером в мире и стать чемпионкой мира среди женщин. Первая мечта исполнилась, – сказала Жансая, выступая перед журналистами.

Среди ближайших целей Жансаи – до конца 2012 года попасть в сотню сильнейших шахматисток планеты, где пока нет ни одного казахстанца.

– Шахматы – это мой любимый вид спорта, от них я всегда получаю удовольствие, – говорит Жансая. – Часто в Интернете смотрю шахматные партии Магнуса Карлсена, Владимира Крамника, Гарри Каспарова, Юдит Полгар. Мне нравится наблюдать, как они ведут игру, тактически атакуют, нравится предугадывать ход их мыслей. Это так захватывает, что маме иногда приходится отрывать меня от монитора.

Любовь к шахматам Жансае привил ее отец. Ведь эта игра расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатываются выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию.

Поклонники играют

В отличие от многих других игр и видов спорта поклонниками шахмат являются люди, которые сами умеют в них играть. В отличие от футбола, к примеру, любой шахматный болельщик действительно может предложить игроку альтернативу, основываясь на собственном опыте.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Сейчас кажется, что фанатов шахмат стало не так много, но дело в том, что они, как правило, не такие явные, как болельщики других видов спорта. Ведь шахматные фанаты сами могут играть, иногда даже ночами напролет, современные средства коммуникации делают возможными многочасовые онлайн-поединки с противниками, живущими и на другом конце света.

И это неудивительно, ведь в шахматах существует бесконечное количество вариантов. После трех ходов с каждой стороны существует более девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной.

Шахматы и школа

Исследования пользы шахмат в процессе обучения дали потрясающие результаты; так, показатели успеваемости по математике в среднем увеличились на 15% уже после трех месяцев занятия шахматами. Так, в Нью-Брансуике (Канада) показатели выросли на 19,2%, в штате Нью-Йорк – до 27%, во Флинте (штат Мичиган) – на 15%. Теперь в Канаде и США планируется введение обязательного преподавания шахмат в школе.

Но, оказывается, шахматы улучшают не только математические, но и другие академические способности, такие как чтение. Научные исследования привели к выводам, которые показывают увеличение успеваемости по математике почти на 20%, а по чтению – на 15%. Когнитивные процессы, используемые в шахматах и чтении, схожи. И играя в шахматы, и читая, мы используем критические мыслительные процессы при декодировании, понимании и анализе. Шахматы и чтение – это процессы с принятием решений, а обучение одному может пригодиться в другом.

Шахматы как жизнь

Что такое шахматы? Что такое жизнь?
(Гарун аль-Рашид)
___________________________________
Сауле Калдыбаева,
экс-чемпионка Казахстана
среди девушек

Полагаю, что мой опыт в шахматах позволяет понять, что дает нам эта игра, какова практическая польза от нее в жизни. Может, это просто отвлеченная игра, «гимнастика ума», как говорил Ленин?

Мой тренер, мастер спорта Яков Абрамович Зильберман, преподал мне ценный урок, сказав однажды после незаслуженно, как мне казалось, проигранной партии: «Сауле, главное – результат. Никого на самом деле не интересует, что у тебя было преимущество и ты выигрывала всю партию, можно долго об этом рассуждать как о несправедливой случайности, но когда судья переворачивает бланк, то на обратной стороне в графе «Результат» видит – 0:1 не в твою пользу.

Если быть более конкретной, перечислю те положительные качества, которые воспитывают шахматы: логика, абстрактное и стратегическое мышление, математические способности, умение рисковать и отдавать себе в этом отчет, самодисциплина и, в конце концов, воля к победе. И самое важное, на мой взгляд, качество, которое играет огромную роль и в жизни, – это личная ответственность за свой выбор, свое решение, свою партию, читай – судьбу.

Ты сам выбираешь, какой ход сделать, никто не влияет на твое решение и никто не сможет тебя засудить – шахматы не коллективная игра, не фигурное катание, не балет, где действует принцип «нравится – не нравится» и за одно выступление тебе могут поставить иногда полярные оценки.

Знаменитый шахматист Савелий Тартаковер как-то сказал: «Бедные люди! Как вы похожи во всех своих начинаниях на того шахматиста, который «мог бы выиграть свою партию».

Шахматы учат жить не в сослагательном наклонении, уметь признавать свои ошибки, не сдаваться, а делать выводы и идти дальше, к своей заслуженной победе…
____________________________________
Асем Хаирова, мастер спорта,
тренер по шахматам:

Мигель де Сервантес, знаменитый своим произведением «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», еще в ХVI веке писал, что «жизнь – это партия в шахматы». Шахматы для меня – это мини-модель жизни. Для кого-то шахматы – это модель мира, общества или борьбы. Испокон веков длятся споры: шахматы – это искусство или спорт? На этот вопрос каждый находит ответ для себя сам.

В шахматах сочетаются многие важные для нас вещи: постановка цели, стратегия достижения цели, тактические ходы и реализация поставленных задач. Но самое важное в шахматах – это начать и закончить игру, расставить точки над «i». Хороший шахматист приходит к игре подготовленным, он знает принципы игры, элементы стратегии и тактические возможности. Как и любой человек любой профессии, сначала учится, набирается опыта, чтобы в будущем работать эффективно, не совершая ошибок. Во время игры опытному шахматисту необходимо меньше времени для решения задач, чем неопытному. Он быстрее видит на несколько ходов вперед, может строить пешечные структуры и расставлять фигуры в соответствии с принципами стратегии, жертвовать пешки или фигуры для достижения главного – получить преимущество, чтобы поставить мат королю противника. Любой шахматист не может не закончить игру. Игра в шахматы дисциплинирует человека, учит его играть и не сдаваться, бороться до конца, а если проиграл, делать работу над ошибками и в следующей игре их не повторять. Можно проводить множество параллелей с жизненными ситуациями, когда принципы шахмат сродни тем, что нам встречаются в повседневной жизни. Проведите параллели у себя на работе или дома.

А сколько примеров из шахмат находят аналогии в жизни! Мат, пат, контратака, защита, прохождение пешки в ферзи, рокировка и т.д. Разве не слышим мы ежедневно хотя бы один из шахматных терминов? Умея играть в шахматы, мы можем проигрывать жизненные ситуации и избегать неправильных действий.

Шахматы делают нас, особенно детей, более зрелыми и ответственными, учат анализировать, просчитывать на много ходов вперед, понимать последствия сделанных ходов. Дети, занимающиеся шахматами, успешны в учебе, особенно в математике. Такие дети организованны, хорошо управляют своим временем, умеют быть сдержанными и рассудительными. Игра в шахматы не вредит здоровью ребенка и не требует больших инвестиций, кроме доски и комплекта фигур! А самое важное – умение играть в шахматы пригодится ему в жизни!

Играйте в шахматы с удовольствием!
Шахматы развивают…
____________________________________
Менгали Олжас,
шахматный тренер:

Память. Вид умственной деятельности, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Необходимо запоминать варианты, схемы, типичные позиции, приемы.

Планирование. Оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность) процессов, связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Логика. На основе полученных знаний и умений правильно мыслить.

Трудолюбие. Необходимо много работать, чтобы достичь мастерства.

Оценка позиции. Необходимо объективно оценивать сложившуюся ситуацию, от оценки зависят дальнейшие действия. В случае неверной оценки позиция будет только ухудшаться, в случае верной оценки победа не за горами.

Ответственность. За свою команду фигур, за свои действия, приведшие или к поражению, или к победе. Что посеешь, то и пожнешь.

Важность взаимодействия. Без согласованных действий всех фигур победы не достичь.

Гибкость. Ситуация на шахматной доске постоянно меняется, и необходимо приспосабливаться к ней.

Стойкость духа, психологическая устойчивость, критическое отношение к себе, сильный характер, вера в себя. После обидного поражения очень сложно играть, и здесь необходимы вышеуказанные качества. Мужество продолжать борьбу.

Творческий подход к решению проблемы, интуиция, фантазия, идейность. Часто возникают нестандартные ситуации, когда приходится полагаться на свою интуицию и творческое мышление для принятия верного решения. Вместо шаблонного хода приходит неординарное решение сложившейся позиции.

Самоанализ, самодисциплина, самопознание, самостоятельность. Определение своих слабых и сильных сторон, анализ принятых решений, дисциплина мысли во время шахматной игры, чтобы исключить непоследовательность. Самостоятельное мышление.

Пытливый ум. Без этого человеческого качества невозможно изучить прошлый опыт шахматистов – наследие чемпионов мира.

Основательность, последовательность, целеустремленность. Для победы необходимы крепкий базис, последовательное осуществление задуманного замысла.

Чувство опасности. Предвидеть и предугадать замыслы противника, принять профилактические меры по их упреждению.

Принятие решения. Выбор шахматистом путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений. Очень важный компонент в критических ситуациях.

Стратегическое мышление. Умение предвидеть ситуацию, которая может сложиться при различных сценариях развития. Думать о победе в войне, а не в сражении.

И, конечно, стремление к победе, психология победителя.

Profinance.kz, 17 июля 2012


 

Кoличество переходов на страницу: 1616


Комментарии