https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 


Найти
 
 


«PRO ET CONTRA» детских шахмат


 – У меня есть план. Сначала ферзем на c7, потом конем на g4 и ферзь h2 мат,  – для  пятилетнего Даниеля  составление пускай простеньких, но все-же планов, дело знакомое и привычное. Хотя все это пока только увлекательная игра и не более. Проигрыши воспринимаются без огорчения, выигрыши как нечто само собой разумеющееся. До фигурок малыш дотягивается с трудом, на стул приходится водружать специально заказанную подставку.

Вот уж, который десяток лет не утихнут никак споры на предмет «Нужны ли шахматы детям?». Оппоненты приводят все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения. А дети… Дети тем временем продолжают играть.

Нужны или идут во вред серьезные занятия шахматами? Надо ли давать их ребенку, и если да, то в каком объеме? Плюсы вроде очевидны и буквально мозолят глаза. Частенько становишься свидетелем, изрядно набившей оскомину сцены. Взрослые дяди и тети умиляются: «Ах, ребенок так не по-детски рассуждает! Ах, у него такие успехи в математике! А… Так он играет в шахматы? И даже серьезно занимается? Ну, тогда все понятно…» Взрослым невдомек, что ребенок, находящийся значительное время в соревновательной атмосфере, поневоле должен помимо подсчета очков, следить за различными «бухгольцами», «прогрессами», «перфомансами» . Если получена оценка Эло , необходимо следить еще и за изменениями в рейтинге. Словом в подобных условиях не можешь считать – научим, не хочешь – заставят. Кроме того, любой юный шахматист, добившийся мало-мальски значительных успехов, в какой-то степени должен быть и психологом, пускай и на самом начальном уровне. А как иначе? Без знания и понимания соперника, сидящего напротив, моделирования его поведения во время партии, реакции на тот или иной ход успех не придет. Какие-то взрослые качества естественно прививаются автоматически.

Но есть и обратная сторона медали. Примеры классиков прошлого века успешно сочетавших игру в шахматы с весьма серьезной научной (Ботвинник, Ласкер, Видмар), дипломатической (Капабланка), журналистской (Таль, Флор)  и другими видами интеллектуальной деятельности в период узкой (тотальной) специализации канули в вечность. И слова другого классика шахматного жанра Вильгельма Стейница (к слову сказать, первого официального чемпиона мира): «Шахматы требуют человека полностью» стали реалиями сегодняшнего дня. Ребенка, чьи родители решили, что просто обучить играть и знать набор некоторых простых элементов недостаточно и замахнулись на что-то большее, ждет непростая судьба. Ограничивать придется во многом, если не во всем. Каисса  – дама ревнивая и конкурентов не терпит. Задайте вопрос Гате Камскому , много ли было у него свободного времени в детские годы? В лучшем случае ответом станет недоуменный взгляд. Распорядок дня маленького Гаты был в свое время притчей в языцех для всего мира шахмат и напоминал скорей режим спартанского воина. И это не преувеличение. Нужен более свежий пример? Пожалуйста – Александра Костенюк, прима российских и мировых шахмат. В кино с молодым человеком юная Саша  шла только с разрешения отца, время засекалось по часам. При этом, учитывая специфику современного  мира шахмат, я сильно сомневаюсь, что Костенюк-старший был каким-то деспотом. Просто время на отдых строго дозировалось.

Только так можно достигнуть Вершины, а стало быть, и материального успеха, что является доминантой сегодняшнего дня. Один неверный шаг, догонят, сомнут конкуренты, и ты окажешься в серой безликой рядовой массе гроссмейстеров и мастеров, скитающихся в поисках тысячи-другой (чаще значительно меньше) долларов с турнира на турнир. Век шахматного профессионала недолог: возрастающие с каждым днем психологические и физические нагрузки, компьютерная подготовка. Добывать средства при помощи игры возможно десяток-другой лет, далее если повезет – тренерская работа, чаще полное небытие и связанные с этим «прелести». Успешным может считать себя только тот, кто вошел в число самых-самых.

А вот эти дети (и в первую очередь их родители), несмотря на все вышесказанное, похоже, свой выбор сделали. Во время турнирной партии 10-летняя Жансая время от времени оценивающе несколько исподлобья смотрит на противника. Долгое время я не мог вспомнить, где я видел нечто подобное. И вдруг осенило! То же можно увидеть на фотографиях молодого Карпова, когда он шел на штурм шахматного Олимпа. Да это и немудрено, Жансая чемпионка мира, пускай и среди девочек до 8 лет, но это уже своего рода пропуск в профессиональные шахматы. А кем себя считать, как не профессионалом, если только во время последнего чемпионата пару раз пришлось провести за доской по 8-9 часов чистого времени, не считая отдельной подготовки к самим партиям. В среднем же по 5-6 часов «чистых шахмат» ежедневно.

В 60-е годы прошлого столетия исследования спортивной медицины показали: во время серьезной турнирной партии энергозатраты играющего сопоставимы с аналогичными потерями игрока футбольного клуба среднего звена (2-3 дивизион) во время матча. С той лишь разницей, что футбольные матчи проходят один-два раза в неделю, а шахматные турниры продолжаются ежедневно от недели и более.

«Стану чемпионом мира, в школу не пойду» – взгляд  7-летнего Рамазана не по-детски серьезен. Интуитивно маленький шахматист приходит к той же мысли, озвученной еще полвека назад первым Профессионалом шахмат – Робертом Фишером . В чем-то последний был прав – невозможно достичь успеха, не сосредоточившись полностью на главном, не отдавая этому все свое время, помыслы и желания. Но всегда ли адекватна цель затраченным на нее усилиям?

Впрочем, не стану слишком сгущать краски. Большинство родителей отвергают путь «алмазной колесницы» для своего ребенка, ограничиваясь достижением локальных целей и задач. Например, развитие усидчивости, памяти, логики, в некоторых случаях, хотя реже – выполнение и завоевание определенных спортивных нормативов (мастер, международный мастер) и титулов (чемпион страны среди детей в определенной возрастной категории). Надо сказать, что  это наиболее эффективный и успешный путь развития ребенка с гарантированными положительными результатами. При условии, опять же оговоримся, правильно расставленных акцентов. Еще можно смело добавить – если шахматы становятся органичной составляющей воспитательного процесса, то польза несомненна. Только в моей практике можно отыскать массу примеров успешного сочетания занятий шахматами с музыкой, изобразительным искусством, теннисом и даже боксом (!). И всегда при правильном соотношении шахматы только способствовали успехам в других видах деятельности, не говоря уж о школьных дисциплинах. Как правило, два-три (иногда чуть больше) часа в неделю вполне достаточно для приобретения определенного уровня и выработки тех качеств, о которых упомянуто выше.

Если вы приняли, то или иное решение (углубленное изучение или только развивающие и познавательные шахматы) выслушайте последний совет. Подумайте в первую очередь о наставнике. Забывать о тренерском влиянии нельзя ни в коем случае. В последнее время все больше и больше родителей приходят к несложному выводу о преимуществах индивидуального обучения и стараются подобрать специалиста своему ребенку. Если повезет и тренер окажется толковым, можно считать малышу повезло – постоянное общение один на один с взрослым человеком ускорит многие процессы и не пройдет даром в хорошем понимании этого слова. Гораздо сложней если попадется халтурщик, коих в последнее время развелось немеряно. А посему отбросьте всякого рода ненужную деликатность и требуйте, да, да, требуйте предъявить сертификаты и как можно в большем количестве! О наличии шахматной квалификации, педагогического образования, участии в различных семинарах и т. д. и т. п. Постарайтесь по возможности узнать о потенциальном менторе как можно больше и из неформальных источников. Это могут быть ваши знакомые, совсем неплохо, если удастся расспросить учеников предполагаемого кандидата. Помните – хороший тренер стоит недешево, но в данном случае экономия совершенно неуместна, нельзя что называется «купить на рубль пятаков». Ни в коем случае не берите слишком молодого человека, это противоречит вообще самой сути воспитательного процесса в целом и шахмат в частности. Не сочтите за противника эмансипации, но отпадает (за очень редким исключением) и вариант женщины-тренера. Комментировать не стану, но поверьте общемировому опыту. Выдающихся тренеров по шахматам среди женщин за всю историю существования игры не было и, скорей всего, не будет. Наконец, если специалист вас полностью устраивает, доверяйте ему и не вмешивайтесь в учебный процесс.

А теперь если ваши сомнения рассеялись, и вы полны решимости открыть мир шахмат для своего ребенка, вперед за покупкой шахматной доски и фигурок и, … удачи вам!

Сергей Ким
sergeikim2003@mail.ru
Алматы




 

Кoличество переходов на страницу: 947


Комментарии