Формирование белорусского этноса как признака белорусской государственности
Этнография, этногеография, этнолингвистика, антропология и др.,
этногенез, этнос, этническая группа, субэтническая группа, этническая
территория, этническая культура, этническое самосознание, этнический
язык,менталитет, материальная культура, банцеровская культура, культура
типа Корчак и др., индоевропейцы, славяне, балты, германцы, романцы,
греки и др., дреговичи, кривичи, радимичи.
История человечества исчисляется несколькими миллионами лет. Первые
люди, вероятнее всего, выделились из мира животных на территории
Восточной Африки. Это процесс связан с началом изготовления орудий
труда. Основным материалом долгое время был камень, преимущественно
кремень, поэтому первая и наиболее продолжительная эпоха в истории
человечества именуется каменным веком. Расселение человека по планете
затянулось на миллионы лет, и на территории современной Беларуси первые
люди, возможно, появились в эпоху среднего палеолита (мустье). В пользу
этого свидетельствуют находки орудий труда мустьерского облика возле
деревень Подлужье Чечерского, Клеевичи Костюковичского и Абидовичи
Быховского районов.
В эпоху верхнего (позднего) палеолита люди уже бесспорно жили на
территории Беларуси. В каменном веке люди жили в экстремальных
условиях, когда для выживания приходилось прикладывать неимоверные
усилия, причем средняя продолжительность жизни составляла 20 лет.
Непосредственное влияние на существование человеческих коллективов
оказывали климатические условия, среди которых особое место занимали
оледения, в результате наступления которых люди вынуждены были покидать
уже освоенные регионы или даже гибли.
Древнейшие обитатели Беларуси занимались загонной охотой на крупных
животных: мамонта, пещерного медведя, шерстистого носорога. Животных
использовали в пищу, кости служили для изготовления орудий труда и
амулетов-украшений, использовались для возведения жилищ и топлива,
шкуры животных применялись при сооружении жилищ и в качестве одежо.ы.
Другим занятием было собирательство: в пищу употреблялось все, что было
съедобно: дикорастущие плоды, корни и листья, насекомые и т.д.
Достаточно рано человек научился ловить рыбу. Хозяйство велось
коллективно: только соединенными усилиями человеческий коллектив мог
противостоять мощным животным, неблагоприятным природным факторам.
Существованию человека способствовали каменные орудия труда:
остроконечники, резцы, скребки, ручные рубила. Камень обрабатывался с
помощью других камней, костей, рога. Человек использовал разнообразные
технические приемы обработки: обивку, скол, ударную и отжимную ретушь,
пиление, сверление и т.д. Медленно, но неуклонно шел процесс
совершенствования техники и технологии обработки орудий труда, что вело
к созданию более совершенных и производительных орудий труда.
Применялись также орудия труда из дерева, кости и рога. Возле г.п.
Красносельский Волковысского района исследован уникальный комплекс:
шахты по добыче кремня и мастерские по изготовлению из него орудий
труда (шахты разрабатывались в конце неолита — бронзовом веке).
Постепенно человек накапливал опыт, совершал многочисленные открытия:
знакомился с полезными свойствами огня, а затем и способом его
искусственного получения, осваивал домостроение и изготовление одежды,
изобретал комбинированные орудия труда (топор, луки стрелы), учился
изготовлять из глины посуду и т.д.
Накопленные знания подвели человека к освоению производящих типов
хозяйства: земледелия и скотоводства, которые появились на территории
Беларуси в конце неолита. Первые поля обрабатывали деревянными палками
и мотыгами, возделывали ячмень и другие злаки. Первым прирученным
животным была собака, затем — крупный и мелкий рогатый скот, свинья и
лошадь. Новые производящие виды хозяйства сосуществовали с традиционной
охотой, собирательством и рыбной ловлей; комплексная система
хозяйствования ослабила зависимость человека от природы, способствовала
быстрому росту численности населения.
Распространение производящего хозяйства происходило в бронзовом веке
Беларусь находится вдали от регионов, где добывали компоненты для
бронзы, поэтому здесь по-прежнему преобладали каменные орудия; местное
бронзолитейное дело возникло в первой половине II тыс. до н.э.
С хозяйственной деятельностью человеческих коллективов связан генезис
общества, эволюция брачно-семейных отношений. Древнейшим объединением
являлась праобщина: человеческое стадо, совместно занимающееся
производственной деятельностью и регулирующее распределение результатов
труда.
В верхнем палеолите функционировала раннеродовая община. Род состоял из
женщин-родственниц, их потомков и пришлых мужей-мужчин из другого рода.
Члены рода имели право и обязанность вступать в брак с членами другого
рода (групповой брак), счет родства велся по материнской линии. В семье
и обществе исключительное место занимала женщина: равноправный участник
трудовой деятельности, продолжательница рода, хранительница семейного
очага и т.д. Это был период так называемого матриархата.
В конце неолита — бронзовом веке, с появлением и становлением
производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье
и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в
род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется
парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин-воинов,
военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная
собственность.
С древних времен и до середины I тысячелетия н.э. на территории
северной и срёдней Беларуси жили балтские лета-литовские
("восточно-литовские") племена. Что касается юга и юго-востока
Беларуси, то, как предполагают ученые, весьма вероятно, эта территория
входила в зону раннего расселения славян.
В первых столетиях н.э., под натиском готов, которые пришли со
Скандинавии и высадились около устья Вислы, славяне начали свою
миграцию на восток. С бассейна Вислы они перешли в бассейн Припяти и
достигли Днепра. В результате "великого переселения народов" славяне
разделились на три большие группы: южную, западную, восточную.
Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали
предками современных югославянских народов — болгар, сербов, хорватов,
словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским
и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские
рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением,
проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского,
словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами
выделилась третья группа — восточные славяне, предки современных
белорусов, русских и украинцев.
О том, как и когда расселялись славяне на территории Беларуси,
письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего
времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения,
различные гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не
считать кратких сведений о расселении славян в "Повести временных лет",
ученые черпают из археологических источников.
Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными
этническими группами Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились
памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V-VII в. н э населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до
р Эльбы и Дуная на запад и юг) Или, точнее, ее локального варианта —
культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура
племен, которые в VІ-VІІ в. н.э. жили на территории северо-западной
Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники
принадлежат славянам.
Но основную территорию Беларуси и соседних регионов в V-VІІІ в.
заселяли другие племена, которые оставили после себя памятники так
называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от
городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается
принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого
мнения. Одни считают ее балтской, другие — славянской, или называют
"своеобразной балта-славянской культурой". Происходит это оттого, что
при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры
и славянской, и. балтской.
В целом, для разрешения вопроса формирования отдельного этноса необходимо применять специальные этнографические материалы.
Термин «Белоруссия» тесно связан с термином «белорусы» - именем народа,
проживающего в этом крае. Возникновение Белоруссии как этнической
территории является существенной частью белорусского этногенеза, то
есть процесса формирования белорусского народа. Невозможно научно
исследовать возникновение Белоруссии, не исследовав ряда проблем по
белорусского этногенезу, не ответив на вопросы : «Кто был предками
белорусов»; «Когда белорусы сформировались как народ - этнос»; «Как и в
каких условиях развивался этот процесс, когда, по каким причинам, что
этому способствовало, на какой территории» - перечень вопросов
представляется неограниченным. Однако фундаментальным вопросом,
требующим первоочередного разрешения является вопрос о понятии и
происхождении этноса.
Суть изложения материала состоит в том, что в исследовании по данной
проблеме необходимо прежде всего учитывать роль множества факторов
экономических, политических, исторических. Только сопоставляя данные
разнообразных источников, можно придти к выводу о том, что процесс
образования Белоруссии, белорусского народа был гораздо более сложным,
чем его старались представить многие исследователи до сих пор.
Вначале необходимо выяснить содержание основных понятий, определить
способ исследования и проанализировать возможности источников по этой
проблеме.
Этнос - ( от греческого слова этнос - общество, группа, племя, народ),
определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей,
которая может выражаться в форме племени, народности, нации . Основными
условиями возникновения этноса являются общность территории и языка,
обычно выступающих в качестве признаков этноса. Однако основными
признаками этноса являются этническое самосознание и менталитет,
совокупность материальной и духовной культуры.
Этническая общность - (этнос) - исторически возникший вид устойчивой
социальной группировки людей, представленный племенем, народностью,
нацией. Этот термин близок к понятию народ в этнографическом смысле.
Этнографическая группа - (субэтническая) - обособленная часть
народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры
и быта.
Этническая территория - территория преимущественного размещения данного
этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного
расселения, а также районы смешения с другими национальностями.
Этногенез - ( от греческого - племя, народ и генез), происхождение
народов. Включает как начальные стадии возникновения какого-либо
народа, так и дальнейшее формирование его этнографических,
лингвистических и антропологических особенностей.
Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.
Этногеография – раздел науки, изучающий особенности расселения (в
прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и регионов для
определения этнических границ, динамики их развития и численности
народа.
Этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее взаимодействие
языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в
функционировании и эволюции языка.
Антропология - наука, изучающая происхождение человека и эволюцию физической организации человека и его расс.
Одной из самых распространенных теорий о происхождении белорусов
является теория субстратного происхождения. Сторонником этой теории
является известный российский археолог В. Седов. Он создал теорию
субстратного происхождения белорусов. В чем она заключается? Под
балтским субстратом (от латинского термина — основа, подкладка)
понимается этнокультурное наследие балтского этноса, оказавшее влияние
на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории
утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения
с ним славянского, произошло отделение части восточнославянской
народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.
Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях,
которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их,
частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые,
вероятно, подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем
Поднепровьи, но за балтами осталось правобережье среднего Понеманья и
некоторые части территории между Неманом и Припятью.
Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам
формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского,
русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате
интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили
балты, в VІІІ-ІХ вв. сложились этнично близкие между собой племенные
союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе
образовался старобелорусский этнос. Он компактно располагался в Верхнем
Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие
представители некоторых других этнических образований, среди которых
ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена.
Границы белорусского этноса, который складывался на протяжении веков,
приблизительно в полтора раза превышают территорию современной Беларуси.
Предки восточных славян, которые расселились в Припятском Полесье,
ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую
занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена —
дреговичи, кривичи, радимичи — предки современных белорусов. На
территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне,
древляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев.
Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских
славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей — предков современных
русских.
Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько
иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы
преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело,
отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную
часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих
земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей
степени — древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского
этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи и, в меньшей степени,
волыняне, и что общая территория их расселения превышала границы
современной Беларуси, они считают, что нет оснований утверждать, что
превышение это было в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть
волынян (большинство которых участвовало в этногенезе украинцев)
приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей — в
этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в
формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи
сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в
становлении северозападной части русского этноса.
Что же касается формирования белорусского этноса, то следует сказать,
что основные признаки формирования белорусскго этноса прошли сложные
этапы в своем развитии.
Белорусский язык возник в результате смешения,
северных-подвинско-днепровских и южных – поприпятьских элементов
разговорной речи восточнославянского населения. Характерные Черты
старобелорусского языка, или правильнее говорить старорусского,
закрепляются и в письменных памятниках 15-16 веков.
Таким образом, в 15-16 веках в северной части поприпятьского
(полесского) района, центральном регионе и южной зоне
подвинско-днепровского региона оформилась система нового,
восточнославянского языка, который получил название «белорусский»,это
значит возникла одна из важнейших черт белорусского этноса.
В период формирования белорусской народности развились и укрепились
особенные для ее этнической территории черты материальной и духовной
культуры.
Этническое самосознание, являющееся одним их главных показателей
консолидации народа – осознание людьми принадлежности к своему народу,
его отличительность. На территории Беларуси оно возникло, прежде всего,
в окружении прогрессивно настроенных граждан, шляхты, духовенства.
Известно, что национальное самосознание белорусов в дальнейшем
подвергалось деформации под воздействием сначала полянизаторских, а
затем русификаторских тенденций.
Одновременно с самосознанием
складывалось умонастроение народа, его психология, то есть белорусский
менталитет.
Итак, на основе изученного материала можно сказать, что время становления белорусского этноса приходится на 13-18 века.
Через ряд сложных этапов в своей эволюции этногенез белорусов в 19
веке, особенно в его последние десятилетия и начале 20 века,
значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации.
Таким образом, вопреки неблагоприятным государственно-политическим
условиям и специфическую этно-социальную ситуацию, формирование
белорусской нации в начале 20 века в общих чертах завершилось.
Источник: ИСТОРИЯ.ORG
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |