Песах, праздник Исхода из Египта можно назвать временем рождения еврейского народа. В дни Песаха мы отмечаем освобождение от рабства – как физического, так и духовного. Сам праздник продолжается неделю, но подготовка к нему начинается обычно задолго до его наступления.
Подготовка к празднику
Всё, что подверглось брожению, вроде заквашенного теста, называется хамец. И его запрещено не только употреблять, но и хранить в своих владениях на протяжении всех дней праздника Песах. Под этот запрет подпадают такие продукты, как хлеб, печенье, макароны, водка, виски, пиво и тому подобное.
Единственный хлебный продукт, разрешенный в Песах, – это маца, которую изготавливают с тщательным соблюдением всех предписаний еврейского закона. В первые два пасхальных вечера есть мацу является обязанностью.
Запрет на употребление хамец наступает утром, ещё накануне праздника. По закону, хамец в дни Песаха запрещён в любом количестве, поэтому нельзя употреблять никакие продукты, смеси и напитки, если они содержат хотя бы частичку хамец. Нельзя не только есть, но и пользоваться продуктами, содержащими хамец, например, мучным клейстером.
Самый надёжный способ избежать невольного нарушения запрета - приобретать для Песаха продукты с надписью Kosher for Passover, כשר לפסח и печатью раввина. К празднику можно купить вино, коньяк и напитки из винограда, любые мясные и молочные продукты, многочисленные приправы и безалкогольные напитки при условии, что на них стоит печать раввина и отметка Kosher for Passover.
Посуда, обычно употребляемая весь год, впитывает хамец, и, естественно, её нельзя использовать на Песах без специальной очистки. Лучше всего приобрести отдельную пасхальную посуду. Если же у вас нет специальной посуды на Песах, вы можете очистить повседневную по особому предписанию. Чтобы избежать ошибки, обратитесь к раввину. Следует, однако, помнить, что очищение (кашерование) лучше провести за несколько дней до Песах, а не в канун его.
Продажа хамец
Перед Песахом уполномочивают местного раввина продать нееврею запасы продуктов, содержащих хамец, которыми запрещено владеть в дни Песаха, но уничтожение которых нежелательно, а также посуду, которой пользуются в течение всего года. Все эти вещи складывают дома в отдельном месте и закрывают на все дни праздника. Продающий подписывает документ, уполномочивающий раввина совершить продажу. На основании этого документа раввин продает нееврею все означенные продукты и предметы.
После восьми дней праздника Песах раввин откупает все проданное. Только в этом случае они могут снова пользоваться после Песаха продуктами и посудой, которые были проданы на дни праздника.
Поиски и сжигание хамец
За день до праздника, с наступлением вечера проводят символическую процедуру поиска хамец. Поиск по традиции осуществляет глава семьи, держа в руках зажжённую восковую свечу, и пером птицы подбирая всякие завалявшиеся крошки.
Обычно к этому времени уже весь хамец собран, а всё необходимое для еды в этот вечер и на следующее утро (канун праздника) убрано в специальное место. Поэтому в разных, заранее известных местах обычно оставляют десять твёрдых крошек хамец (каждая завернута в бумагу) с тем, чтобы поиск хамец оказался небезуспешным.
Обычно к этому времени уже весь хамец собран, а всё необходимое для еды в этот вечер и на следующее утро (канун праздника) убрано в специальное место. Поэтому в разных, заранее известных местах обычно оставляют десять твёрдых крошек хамец (каждая завернута в бумагу) с тем, чтобы поиск хамец оказался небезуспешным.
Перед началом поиска хозяин произносит специальное благословение:
Борух Ато А-дой-ной Э-лой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Аль Биур Хомейц.
Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Аль Биур Хамец.
(“Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам уничтожить хамец”.)
Должны быть обследованы все жилые помещения, куда в течение года мог быть занесен хамец. Обыскивают также кладовки, погреба, чердаки, гаражи и автомобили. Следует тщательно проверить все потаенные места: дыры, трещины, промежутки между тяжёлой мебелью, стенами и полом, щели в полу и стенах и т.п.
Сразу после окончания “поиска” необходимо отречься в сердце своём от оставшихся ненайденными частиц хамец и произнести:
“Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, чего я не приметил и не устранил, и неизвестное мне, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль”.
Найденный во время поиска хамец (вместе с пером и остатком свечки) следует положить в деревянную ложку, завернуть в бумагу, завязать и положить в надёжном месте и на виду так, чтобы, с одной стороны, он не был утерян, а с другой - не был забыт и сожжён назавтра утром.
Канун праздника
В канун Песаха разрешается есть хамец только в течение первой трети дня. После окончания времени, когда можно есть хамец, в течение ещё одного часа можно продавать его неевреям и/или уничтожить.
В день накануне праздника, примерно через час после окончания срока, до которого разрешено есть хамец, остатки завтрака и пакетик с крошками, припрятанный со вчерашнего вечера, сжигают на костре. При этом хозяин мысленно полностью отказывается от каких-либо прав на хамец, который может найтись после обряда уничтожения хамеца, и произносит:
“Все непресное и квасное, находящееся в каком-либо принадлежащем мне месте, видимое мною и невидимое, замеченное мною и незамеченное, устраненное мною и не устраненное, пусть будет считаться, как ничто, и никому не принадлежащее, как земная пыль”.
К концу вышеозначенного часа никакого хамеца не должно остаться в еврейском владении. Хамец, найденный после этого, уже нельзя продавать, и он подлежит немедленному уничтожению.
По традиции, первенцы-мужчины постятся в канун праздника. Если старший сын не достиг ещё совершеннолетия, поститься должен его отец. Так как этот пост носит лишь характер памятного, то участие в трапезе, посвящённой какому-то религиозному торжеству, освобождает первенцев от поста. Обычно в синагогах приурочивают к этому дню торжества, посвящённые окончанию какого-либо трактата Талмуда, и приглашают первенцев принять в них участие.
Седер
Пасхальный Седер – наиболее торжественный и значительный среди всех еврейских обрядов. Его проводят в первый и во второй вечер праздника (в Израиле – только в первый). Обычаи Седера содержат в себе глубокий смысл. Каждый еврей должен осознавать, что обычаи эти священны, и выполнять их нужно, не пренебрегая никакими, даже мельчайшими деталями. Очередность Седера вы можете найти в книге “Пасхальная Агада”.
Основные заповеди и обычаи Седера:
* рассказывать о выходе из Египта;
* есть мацу;
* есть марор (горькую зелень);
* выпить четыре бокала вина или виноградного сока;
* есть мацу вместе с марором ("корех");
* закончить трапезу мацой ("афикоман");
Нельзя начинать Седер раньше выхода звёзд, однако стоит заранее накрыть стол и подготовить всё необходимое.
Дети – главные участники Седера! Тора несколько раз подчёркивает, что рассказ о выходе из Египта предназначен в первую очередь для детей. Для того, чтобы дети не заснули и не устали, стоит уложить их спать днём, а во время Седера, в особенности во время самого рассказа – дать им орехов или другое лакомство.
Дни праздника
Праздник Песах продолжается восемь дней. На третий день начинаются так называемые “будни праздника” – полупраздничные дни, называемые Хол-Амоэд. Заключительные два дня – седьмой и восьмой – являются праздничными (в Израиле – только последнний день). В эти дни, как и в первые два дня, запрещена любая работа и огонь зажигать можно лишь от уже горящего огня.
На восьмой день праздника во время утренней молитвы произносят поминальную молитву "Изкор".
По хасидской традиции, заведённой ещё Баал-Шем-Товом, в последний день Песах устраивают специальную “трапезу Мошиаха” - едят мацу и пьют четыре бокала вина.
Кoличество переходов на страницу: 378
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |