Первый Спас отмечается 14 августа. Он называется Спасом "на воде", "мокрым" и "медовым Спасом". Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено церковью в честь побед, одержанных двумя христианскими армиями в разных битвах: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках Святой Крест Господень. Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились чудного знамения – заблистали иконы Спаса-Христа и Матери Божьей, ободряя воинов и предвещая победу.
В Русской православной церкви празднование первого Спаса также связано с воспоминанием о Крещении Руси в августе 988 года. Поэтому в этот день совершается крестный ход на водоемы, родники для освящения воды. В прежние времена освящали новые колодцы и чистили старые, после крестного хода купались в реке и купали скот, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Этот праздник слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечался в народе как "Макавей". Его название созвучно слову "мак", поэтому в кушаньях, подаваемых к столу в этот день, обязательно присутствовал мак. Хозяйки пекли постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.
В народном календаре первый Спас отмечен как "медовый", праздник пчеловодов. В этот день в ульях заламывали первые медовые соты. Если за этим наблюдали дети, то их обязательно нужно было угостить. Согласно народному поверью, если, проверяя ульи, бортник пожалеет дать меду хоть одному ребенку, пчелы пропадут. Полагали, что с первого Спаса пчелы перестают вырабатывать мед. В этот день в храмах совершается освящение меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу.
С первого Спаса начинаются проводы лета. После Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветет".
Второй Спас - Великий Спас, Спас "на горе" - отмечается 19 августа. В православной церкви в этот день празднуют Преображение Господне - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками. Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору для того, чтобы помолиться. Во время этой молитвы и произошло Преображение – лицо Иисуса озарилось светом, а одежда, в которую он был одет, стала белее снега. Потом появились два пророка Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом о его исходе, который в скором времени произойдет в Иерусалиме. Ученики, ставшие свидетелями преображения были испуганы. Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано.
Великий Спас особо почитали в народе. С ним связано много примет и запретов. В этот день в храмах освящали яблоки и другие плоды, после чего позволялось употреблять их в пищу. Отсюда и народное название праздника – "яблочный". До второго Спаса яблоки, груши и другие фрукты есть запрещалось, особенно женщинам, у которых раньше умирали дети. Согласно народным поверьям, в этот день Бог или Божья Матерь раздают на небесах всем умершим деткам по яблочку, а тому ребенку, чья мать попробовала их раньше дозволенного срока, угощение не достанется. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили "Спас - в достатке хлеба у нас". От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. В этот день устраивали ярмарки. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса – осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали "Пришел Спас – и лето от нас", "Спас - бери рукавицы в запас".
Третий Спас отмечают 29 августа. В христианской церкви это праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Оно произошло в 944 году. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, дошел до Авгаря. Он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Христа, окруженного народом. Он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса, но это ему никак не удавалось. Спаситель сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, потом попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем запечатлелся Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Образ долгое время хранился в Едессе, а впоследствии был перенесен в Константинополь. Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют "Спасом на холсте".
В народной традиции третий Спас совпадал со временем окончания жатвы. Во многих местах проводили дожинки и пекли пироги из хлеба нового урожая. Отсюда и одно из народных названий праздника – "хлебный". Еще этот Спас называли "ореховым". Считалось, что к этому дню окончательно созревали орехи. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами.
Август - время одного из самых древних и строгих постов - Успенского. Пост начинается 14 августа, а заканчивается 28-го - в день Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на строгость, он считается у верующих самым приятным, легким благодаря обилию поспевших фруктов и овощей. В народе даже сложилась поговорка: "Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка". Название "Спасовка" Успенский пост получил именно потому, что он связан с тремя Спасами: первый – "медовый" – приходится на начало поста, второй – "яблочный" – на середину и третий – "ореховый" – на конец поста.
БЕЛТА
Кoличество переходов на страницу: 1325
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |