Поезд все дальше удалялся от передовых позиций фронта. Гвардии лейтенант Борис Боков стоял у распахнутой настежь двери вагона и пристально всматривался в ночную даль. Мелькали поля и леса, небольшие озера и темные пятна белорусских болот. Еще совсем недавно по этим местам с боями он вел свою батарею на запад.
Маршрут по железной дороге был для него, как и для многих других его боевых товарищей, не столько неожиданным, сколько загадочным. Никому из них не было известно ни цели передислокации, ни конечного ее пункта.
Перед отправкой командир части собрал младших командиров и сказал: «Завтра грузимся в вагоны. На маршруте движения никому не отлучаться. Лишних вопросов не задавать. Нарушители будут привлекаться по законам военного времени…»
…Вскоре многие поняли, что поезд движется по недавно освобожденной Белоруссии. В город Минск прибыли ночью. При лунном свете отчетливо просматривались оставшиеся после боев развалины города.
Участвуя в операции «Багратион», Бокову, как и многим его боевым товарищам, довелось с боями освобождать и столицу партизанской республики.
…Когда началась Великая Отечественная война, Борису исполнилось всего 15 лет.
Первые бои — первые подвиги. Тысячи и тысячи молодых людей рвались на фронт. Вот и он, 17-летний юноша, в этом строю с января 1943 года. Первое боевое крещение получил, будучи наводчиком 45-миллиметровой пушки. Затем было Уфимское пулеметно-минометное училище. И вот уже младший лейтенант Борис Боков на одном из главных направлений белорусской наступательной операции под кодовым названием «Багратион». Это была тщательно спланированная операция 4-х фронтов. Она продолжалась с 23 июля по 29 августа 1944 года. Замысел предусматривал прорыв обороны врага на 6-ти участках, окружение и уничтожение фашистских группировок в районах Витебска и Бобруйска, разгром оршанской и могилевской группировок. В дальнейшем предполагалось нанести удары по сходящимся направлениям на Минск с целью окружения и уничтожения врага восточнее столицы Белоруссии.
После освобождения Белоруссии боевой путь командира батареи по дорогам войны продолжался. Получив почетное звание «Неманская» их 157-я стрелковая дивизия приняла участие в разгроме немецко-фашистских войск в Восточной Пруссии. При штурме неприступной крепости Кенигсберг, военно-морской базы Пиллау и других, яростно обороняемых гитлеровцами городов, артиллеристы батареи Бокова мощным огнем помогали передовым штурмовым соединениям беспощадно громить врага на его территории.
…Получен приказ готовиться к маршу на запасные позиции. Сначала все думали, что предстоящие боевые действия ждут уже в районе Берлина. Но оказалось наоборот: эшелон взял курс на Восток страны. Поезд все ближе и ближе к Москве. Сейчас уже бойцы знают: их дивизия направляется к восточным рубежам, где предстоит вступить в боевое противоборство с милитаристской Японией. (И хотя эта война продолжалась очень короткое время — с 9 августа по 2 сентября 1945 года, людских жертв в ней было немало с обеих сторон).
В те августовские дни 45-го уже вся страна праздновала победу над коварным врагом — фашистской Германией. А здесь командир батареи Борис Боков докладывает командованию о готовности к бою. Томительно тянутся минуты… К середине ночи подходят к границе подразделения стрелковых батальонов, сопровождаемые проводниками-пограничниками. Ближе к рассвету на исходные рубежи выходят главные силы дивизии. Все ближе и ближе подходят наши танки и самоходки.
На рассвете со стороны противника послышались разрывы гранат, автоматные очереди, ружейная стрельба, до артиллеристов донеслось знакомое и грозное «Ура!». Поступила команда и на батарею Бокова: открыть огонь по японским позициям, помогая пехоте и танкистам стремительно продвигаться вперед. В этом бою японцы впервые бросили против наших танков своих «смертников». Солдаты и унтер-офицеры с привязанными к спине и груди зарядами (мины и просто взрывчатка) выскакивали из укрытий и с криком «Банзай!» бежали к машинам. Их косили пулеметным огнем из автоматов и прямой наводкой из орудий. Трупами было устлано все поле, но на месте убитых появлялись из укрытий новые… Однако под натиском наших войск все попытки японского командования изменить ситуацию в свою пользу провалились, разгром более чем миллионной Квантунской армии завершился.
Наступила мирная жизнь. В звании капитана Борис Боков из Маньчжурии прибыл в Приморье. Собирался после демобилизации из Вооруженных сил поступать в институт, но решением командования его направили в Военную артиллерийскую академию имени М.И. Калинина. Впоследствии Борис Филиппович командовал отдельным ракетным дивизионом, реактивно-минометным артполком, служил в должностях начальника штаба ракетных войск и артиллерии армии, ряда округов. Был на военно-дипломатической работе. В течение девяти лет командовал Хмельницким высшим артиллерийским командным училищем, выпускники которого и сейчас служат в Вооруженных силах на постсоветском пространстве.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и высокие достижения в военной службе Борис Филиппович награжден многими орденами и медалями Родины. После 43-летней армейской службы в 1985 году генерал-майор Боков, уйдя в запас, приехал в Минск на родину жены. Той юной помощницы военных врачей, с которой свела его судьба при освобождении столицы Белоруссии.
Несмотря на преклонный возраст, ветеран и сейчас в боевом строю — принимает активное участие в общественной работе и военно-патриотическом воспитании молодежи. Он активный член объединений Совета ветеранов войны и труда, Союза офицеров. Один из заместителей председателя военно-научного общества Министерства обороны при Центральном доме офицеров, председатель общественного объединения «Победители по связям с городами-героями». Выступая перед учащимися и студентами, Борис Филиппович всегда подчеркивает, что память народа о героическом прошлом Родины должна быть светлой и передаваться из поколения в поколение.
Виктор Теляков, член Совета ветеранов Центрального района г. Минска
Рэспубліка, 18 июня 2011
Кoличество переходов на страницу: 2159
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |