В своем становлении и развитии Военно-воздушные силы прошли сложный путь от авиации поршневой до авиации реактивной, на вооружении появились современные авиационные комплексы и воплотившие в себя новейшие научные достижения.
Истоки боевой славы многих авиационных частей, составляющих в настоящее время основу авиации Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, берут свое начало со времен Великой Отечественной войны. Это 116-я гвардейская Краснознаменная Радомская бомбардировочно-разведывательная авиационная база; 927-я Кенигсбергская Краснознаменная ордена Александра Невского истребительная авиационная база; 83-й ордена Красной Звезды отдельный инженерно-аэродромный полк.
С первого дня войны воины-авиаторы проявляли беспримерное мужество и героизм, готовность к самопожертвованию, каждым своим вылетом приближали долгожданную Победу над врагом. Только за первые десять дней войны немцы потеряли в небе над Беларусью 143 самолета. Военно-воздушные силы Западного фронта защищали Москву, освобождали нашу землю, Польшу, участвовали в Берлинской операции. Более ста авиаторов стали Героями Советского Союза, 17 удостоены этого звания дважды, а 18 тысяч награждены орденами и медалями.
Белорусская земля воспитала немало воздушных асов. Среди них: первый дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Сергей Грицевец, сбивший в небе Испании и в боях на реке Халхин-Гол в Монголии около 40 самолетов противника; уроженец Гомельской области Петр Стефановский - единственный в мире летчик-испытатель, который освоил 317 самолетов различных типов, провел 238 полных испытаний и первым среди советских пилотов выполнил высший пилотаж на реактивном самолете; дважды Герой Советского Союза Павел Головачев, сбивший в воздушных боях 26 вражеских самолетов и совершивший первый в мире высотный таран 30 декабря 1944 года в небе над Восточной Пруссией; единственный в мире летчик, сбивший в одном бою 9 самолетов противника - Герой Советского Союза Александр Горовец; единственный в мире летчик, совершивший 4 воздушных тарана, причем 3 тарана на одном и том же самолете, - Герой Советского Союза Борис Ковзан. Уроженец Витебской области Генеральный конструктор Павел Сухой по праву считается одним из основателей реактивной и сверхзвуковой авиации. Под его руководством были созданы свыше 50 типов самолетов, многие из которых отличались высокими боевыми характеристиками.
В послевоенный период белорусские летчики с достоинством и честью выполняли интернациональный долг в Корее и Вьетнаме, Египте и Сирии, Йемене и Афганистане, Анголе и Эфиопии, Кубе, Лаосе и Камбодже. Более 400 человек участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Навечно останется в народной памяти подвиг, совершенный летчиком 61-й истребительной авиационной базы подполковником Владимиром Карватом. 23 мая 1996 года он ценой своей жизни не допустил падения самолета на населенные пункты. Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 1996 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, подполковнику Владимиру Карвату, первому в Республике Беларусь, было присвоено звание "Герой Беларуси" (посмертно).
Сегодня современное поколение защитников воздушных рубежей Беларуси достойно продолжает славные традиции старших поколений военных летчиков, совершенствует летное мастерство, наглядно демонстрирует постоянную готовность и умение решать сложные учебно-боевые задачи.
БЕЛТА
Кoличество переходов на страницу: 3026
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |