В сентябре
исполнится девять месяцев Таможенному союзу трех государств –
Казахстана, России и Беларуси. Что родилось с тех пор, как лидеры этих
стран – Нурсултан Назарбаев, Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко –
торжественно объявили о начале экономической интеграции? И хотя сама
история создания ТС полна интриги, споров, порой неоднозначных
инициатив, действие единого Таможенного кодекса, тарифов и процедур
таможенного оформления на пространстве общего рынка емкостью 170 млн
человек становится уже обыденностью…
Собкоры "ОКО" в регионах
побывали на приграничных и внутренних таможенных постах, чтобы лично
убедиться: насколько проще с введением ТС стало жить нашим бизнесменам
и обычным гражданам. Мы говорили с людьми, специалистами, сравнивали
нынешние и прошлогодние статистические данные таможенных органов
Казахстана. Картина вырисовывается неоднозначная. Если руководители КТК
Минфина в силу своего должностного положения всячески нахваливают
реалии Таможенного союза, то обычные пассажиры и участники
внешнеэкономической деятельности смотрят на мир гораздо трезвее. Новые
облегченные процедуры таможенного оформления товаров (введенные, как
известно, с 1 июля) уже приносят свои позитивные плоды. Практически все
опрошенные нами предприниматели отмечают сокращение сроков и
значительное упрощение процесса растаможки импорта и экспорта на
российско-казахстанской таможенной границе. Пока она еще существует, но
с 1 июля следующего, 2011-го года исчезнет вовсе.
Второй по
значимости вывод – внедрение новых правил проходило и проходит до сих
пор в условиях дефицита оперативной, компетентной, а главное –
доступной информации. "Звон" о таможенной интеграции слышали все, но
мало кто осведомлен об истинных деталях происходящих изменений. По
мнению многих людей, создание ТС – это как бы возврат к прошлой
советской системе свободных и безучетных поездок между Казахстаном и
его партнерами. Поэтому, сталкиваясь с нашими и их погранцами на
автопереходах, они порой возмущаются самим наличием какого-то контроля.
В массовом сознании Таможенный союз неадекватно трансформировался в
начало новой эры, полной межграничной вседозволенности. Однако это не
так, и никто не отменял бдительности погранслужбы, призванной бороться
с нелегальной миграцией, вылавливать нарушителей, наркодельцов,
контрабандистов и противостоять международному криминалитету.
Информации, действительно, мало. Даже на официальном сайте Комитета
таможенного контроля нет ясных и понятных сведений для граждан,
пересекающих границу в условиях действия ТС. Наконец, третий и главный
вывод, сделанный нашими корреспондентами на местах. Многие пункты
пропуска на таможенных приграничных постах до сих пор нуждаются в
капитальном расширении и модернизации. Наряду с упрощением и ускорением
таможенных процедур произошло увеличение… потерь драгоценного времени
на элементарное стояние в очередях на границе. А ведь одной из конечных
целей создания Таможенного союза назывался рост взаимной торговли между
странами "общего рынка" – Казахстаном, Россией и Беларусью. И рост этот
наблюдается, динамика впечатляет! Об этом не раз говорили главы трех
государств альянса, а также главы правительств и чиновники рангом
пониже.
Разговоров и радужных ожиданий было предостаточно (и
здорово, что они сбываются), но ситуацию эту можно и нужно было
предвидеть заранее, предприняв конкретные шаги по укреплению таможенных
постов, увеличению их численности, пропускной способности. Иначе на
фоне глобального позитива процветает банальная ежедневная нервотрепка
для простых граждан, пересекающих таможенные рубежи и государственные
границы. Причем отсталость и перегруженность наблюдаются практически на
всех таможенных постах – как на казахстанско-российской, так и на
казахстанско-кыргызской границе, которая уже совсем скоро приобретет
новый важнейший статус. Особенно долго приходится стоять в
запрограммированных "пробках" водителям большегрузных машин. Пассажиро-
и товаропоток увеличился, но реалии на постах по обе стороны госграницы
остались прежними…
А ведь времени было достаточно, чтоб заранее
подумать об инфраструктуре таможенных кордонов. Конечно, хитроумных
приборов, выявляющих радиацию, наркоту, буквально просвечивающих
насквозь автомобили, становится все больше, но очереди на переходах при
этом растут. А для людей порой не созданы элементарные условия: навесы
от непогоды, информационные и консультационные окна и, пардон, туалеты.
Видимо, таможенники наши и пограничники, увлекшись реформой, подзабыли
о своей неофициальной, но не менее важной функции – быть визитной
карточкой для всех, кто пожаловал к нам в гости.
Вадим Широкобородов
Nomad.su , 3 сентября 2010
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |