Беларусь намерена сохранить низкие пошлины на импорт автомобилей физлицами. Партнерам по ТС предстоят очередные переговоры.
Минск будет отстаивать в ТС действующие ставки пошлин на ввоз автомобилей физлицами, заявил замглавы Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк в эфире белорусского Первого национального телеканала. «По вопросам, связанным с подготовкой соглашения, определяющего порядок ввоза-вывоза личного имущества, транспортных средств на территорию ТС, мы заняли достаточно жесткую позицию в части, касающейся тех ставок пошлин, которые в настоящее время действуют в Беларуси», - подчеркнул он. Белорусские ставки на ввоз авто для физлиц сегодня в 2-3 раза ниже российских. Ранее Минск заявлял о готовности поднять пошлины на иномарки для физлиц с 1 июля 2010 года до уровня российских. Первый шаг был сделан, когда 1 января 2010-го¬ Минск поднял пош¬лины на машины для юрлиц до уровня российских. Второй шаг Беларусь делать передумала.
«Исключений ни для одной страны не будет, - сообщил «&» директор Центра развития торговой политики Минэкономразвития и торговли РК Руслан Султанов. - Эксперты трех стран сейчас разрабатывают единый порядок и правила ввоза товаров физлицами, в том числе транспортных средств». Однако чиновник отметил, что это переговорная позиция Беларуси, и России и Казахстану нужно ее воспринимать и обсуждать.
«Подобные заявления Минска противоречат самой логике создания ТС, особенно по такой важной отрасли, как автопром», - говорит «&» менеджер проектов отдела анализа рынков компании Brif Research Group Дмитрий Казаков. По его словам, более низкие пошлины на ввоз машин для физлиц в Беларуси дадут ей преимущество по продаже автомобилей на территории ТС. «Если Беларуси все-таки разрешат оставить действующие пошлины, в чем я сомневаюсь, она получит уникальные права продажи подержанных и новых авто в Россию и Казахстан. С другой стороны, Россия вряд ли захочет снова подставлять под удар свой, немного отошедший от кризиса, автопром. Уж больно много сил в это было вложено», - считает г-н Казаков.
«Вопрос находится на стадии обсуждения, и нельзя быть уверенным, что Минску удастся сохранить ввозные пошлины», - сообщил «&» председатель Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков. Но даже если для Минска сделают исключение, добавил он, казахстанцы от этого ничего не выиграют. «Нашим гражданам будет невыгодно покупать авто в Беларуси, поскольку купленный там автомобиль в Казахстане будет считаться иностранным товаром и пошлина за него будет взиматься как за иностранный товар», - отметил эксперт.
Директору консалтинговой компании Qncepto Олегу Алферову видится крайне сомнительной перспектива отмены уже достигнутых договоренностей в отношении единого таможенного тарифа на ввоз автомобилей. «Принципиально важно, - говорит он «&», - что в случае Беларуси речь идет отнюдь не о беспокойстве тамошних властей за судьбу населения. В отличие от России и Казахстана до образования Таможенного союза в Беларуси действовали дифференцированные пошлины, и на бумаге даже крупные автодилеры оформляли продажу на физлиц. То есть покупателю предлагалось подписать договор купли-продажи автомобиля не с компанией-дилером, а с номинальным физическим лицом. Альтернатива - оплатить пошлины по более высокой ставке для юридических лиц». Таким образом, считает собеседник, льготная ставка пошлины для физлиц служит в Беларуси каналом обхода уплаты таможенного тарифа юридическими лицами. «В случае гипотетического сохранения этого режима Беларусь может стать «форточкой» для импорта автомобилей из-за пределов ТС. Если ввозимые автомобили будут проходить таможенную очистку на белорусской границе, «форточкой» начнут пользоваться и другие страны ТС. Такой сценарий крайне маловероятен, и первой, кто заблокирует такую возможность, будет Россия», - подытожил г-н Алферов.
Аида Мустафинова
Бизнес&Власть, 30 апреля 2010
Кoличество переходов на страницу: 907
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |