Акции "Покупай
казахстанское" исполнился год. За это время мы успели вступить в
Таможенный союз, принять госпрограммы "Дорожная карта бизнеса-2020" и
форсированную программу индустриального развития, подписать около
тысячи разных меморандумов… Но сумели ли отечественные производители за
это время доказать, что они могут конкурировать с зарубежными коллегами
по цене и качеству? Смог ли вообще перестроиться наш бизнес под этот
проект? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили вице-президента
Независимой ассоциации предпринимателей Тимура НАЗХАНОВА.
- Тимур Кузекович, ну и как вы сегодня оцениваете акцию, призывающую "покупать казахстанское"?
-
Честно говоря, если бы вы не сказали - я о ней и не вспомнил бы. Думаю,
это был голый, ничем не подкрепленный популизм. Ну сказали "а". А где
реальное "б"? Думаю, что рядовые казахстанцы даже не знали об этой
акции. Так - кто-то прокукарекал… На самом деле наша экономика не может
сегодня выдавать продукцию в промышленных масштабах, о которой можно
говорить "Сделано в Казахстане". За исключением нефте- и
горнодобывающих предприятий.
- Но что-то же производят те же пищевики: молочную продукцию, соки, овощные консервы…
- Но они не могут прокормить население страны. "Молочники" - да. Но они не могут "закрыть" даже 30-40% внутреннего рынка.
-
По задумке правительства акция была ориентирована в первую очередь не
столько на покупателя, сколько на производителя, чтобы дать ему шансы
укрепиться на рынке…
- А как производителю производить, если земля -
дорогая? Если налоги - выше крыши? Если административные барьеры -
непроходимые? Если коммунальные услуги задрали так, что работать уже
невыгодно? Как с такими проблемами - а без них шага не ступишь -
вывести отечественного производителя на конкуренцию с импортом? А
лицензирование? А всяческие разрешения? Это же только за отдельную
плату! За взятку! Чиновники на этом кормятся. Вот в чем "отечественное
содержание" бизнеса! Любой предприниматель подумает: надо ли ему
заниматься производством в таком случае. В таких условиях ему прямой
путь в Китай или Киргизию, где и тарифы с налогами меньше, где
коррупция не такая наглая, где акимы будут тебе помогать только за то,
что ты создаешь новые рабочие места и именно здесь будешь платить
налоги. А у нас к районному акиму не так просто попасть на прием. Я не
говорю уже об областных… Вот один наш уехал в Киргизию - ему там дали
землю под картошку. И он начал делать чипсы… Вот он четко вписался в
программу "Покупай киргизское"…
- Значит, там - лучше?
- Ну, как рыба, которая ищет, где глубже…
- А бизнес - где легче?
-
Потому что наши чиновники придумывают всякие популистские проекты,
которые не имеют под собой реальной основы. У нас уже 13-14 лет
работают некие госорганы, призванные продвигать отечественный бизнес. В
каждом акимате созданы соответствующие отделы, в Министерстве индустрии
и торговли был такой департамент, но статус этих контор не позволял им
решать большие задачи… А где эти так называемые прорывные проекты? Где
корпоративные лидеры? Сколько их там - 30 штук должно было быть? Что
сделали СПК? Президент же сам сказал, что больше не будет перерезать
ленточки тех заводов, которые запускаются только через год. А сколько
предприятий после перерезания таких ленточек просто не заработали
вообще? Вот мусороперерабатывающий завод в Алматы. Необходимый для
города крайне. Три года власти поддерживали - все было в порядке.
Перестали - предприятие сразу стало убыточным… Обратите внимание: те
предприятия, которые создаются с участием государства, очень скоро
становятся убыточными. Это говорит только об одном: чиновники создают
такие бизнес-проекты, при которых реально они работать не могут.
- А как же программа "Дорожная карта бизнеса"?
-
В середине марта мы встречались: предприниматели, чиновники, банкиры. И
вот банкиры, как выяснилось, не согласны со многими инициативами
госорганов. Бизнесмены - с условиями банков. Потому что там
грабительские, с их точки зрения, условия.
- А чиновники - авторы условий - не сумели найти золотую середину?
-
Потому что в этом документе - ориентация на экспорт. А во всем экспорте
продукция МСБ составляет менее 10%. И что тут покупать казахстанского -
кроме нефти-газа-руды-металлов? Через пару лет у нас, согласно
поручению президента, должно быть 40% собственной продукции.
Производительность труда должна вырасти вдвое. А в сельском хозяйстве
через пять лет вообще в четыре раза - это же при нынешнем уровне
экономики - вообще фантастика! Но чиновники принимают эти указания и
начинают показывать вообще сумасшедшие цифры. Им надо показать, что они
что-то делают. Но завтра они окажутся на другом месте, и за эти цифры
отвечать не будут - ни президенту, ни правительству, ни парламенту…
- Но они же сами все это расписывали?
-
А они дальше будут программы разрабатывать и меморандумы подписывать.
Пилить бюджетные деньги … А бизнесу опять достанутся крохи, на которые
ему нечего будет производить.
- А что личный опыт подсказывает?
Увеличились ли на прилавках наших супермаркетов и малых магазинов
товары местного производства?
- Два последних года вижу: раза в два
сократилось. Кроме "молочки". Но казахстанской продукции заметно меньше
стало. Я каждый день ем утром творог со сметаной. А сыр - либо
российский, либо киргизский. А еще голландский и германский…
- То есть вы считаете, что акция провалилась?
-
А финал этой акции, на мой взгляд, определен заранее: как началась в
День смеха 1 апреля - так смехом и завершилась. Потому что
правительство и парламент ничего не сделали для того, чтобы хоть как-то
убрать юмор из этой акции. Сотни меморандумов - тому подтверждение. При
этом наши бизнесмены к ним отношения, как вы понимаете, не имеют…
Сергей ТУНИК, "Мегаполис"
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |