До 1 января 2012 года страны – участницы ТС должны гармонизировать все требования в области техрегулирования продукции. И хотя именно казахстанские техрегламенты в большинстве случаев будут приниматься в ТС в качестве наднациональных, работать есть над чем: сейчас каждая вторая проверка на предприятиях выявляет нарушения в области соответствия техрегламентам и стандартам, рассказал «&» председатель комитета по техрегулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Габит Мухамбетов.
– Габит Мухамбетович, сейчас большое внимание уделяется развитию экспорта. Каким образом мы будем менять существующие стандарты с учетом реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) и Таможенного союза (ТС)?
– За 20 лет мы, несмотря на сотрудничество и согласованные действия, немного отдалились друг от друга, и у каждой страны оказались разные требования к продукции. Понятно, что была зона свободной торговли, товар между странами перемещался по нулевой ставке, но существовали барьеры, поскольку были разные стандарты и требования. Продукция, которая двигалась из Казахстана в Россию и Беларусь и наоборот, подвергалась дополнительным испытаниям, потому что требования к ней и методы ее испытания были разные. Поэтому правительства трех стран поставили перед нами задачу гармонизировать все эти формы, оценки соответствия, принять единый перечень продукции, который будет подлежать обязательной сертификации, единые стандарты, создать единый реестр органов и лабораторий и в конце концов прийти к единому сертификату, с которым продукция Казахстана могла бы пойти на рынок России и Беларуси без дополнительных испытаний.
Но с учетом форсирования работ в рамках индустриализации планового повышения уровня гармонизации недостаточно, поэтому ежегодно необходимо принимать дополнительно 500 стандартов, и в течение пяти лет их число должно составить не менее 2500. К 2014 году уровень гармонизации государственных стандартов с международными требованиями будет доведен с 65% до 76%. Сегодня в стране есть карта индустриализации, мы планируем создавать новые производства, выпускать новую продукцию. Соответственно, нужны новые стандарты, новые лаборатории.
– Когда мы придем к единому на территории ТС сертификату?
– К 1 июля 2010 года мы должны прийти к единому сертификату на взаимопоставляемую продукцию, хотя национальные требования пока не отменяем. В Казахстане обязательной сертификации подлежат 882 товара, в России таковых 3500, в Беларуси – 2500. До 1 января 2012 года, до формирования единого экономического пространства, мы вообще должны прийти к общему знаменателю по всем направлениям. То есть за полтора года мы должны гармонизировать все наши требования к продукции и методы ее испытаний.
– Успеет ли наш бизнес подготовиться к изменению техрегламентов и стандартов?
– Естественно, бизнес будет заранее предупрежден об изменениях системы техрегулирования. С 1 апреля мы утвердили список – адресную рассылку всех наших действий, графики встреч подгрупп по каждому техрегламенту. Я призываю всех бизнесменов активно участвовать в обсуждениях, поскольку, если мы не заложим свои требования, может оказаться так, что продукция просто не найдет свой рынок.
Интеграция – это очень сложный жизненный процесс, и понятно, что по законодательству у трех разных стран разные требования, однако этот процесс не стоит на месте, поскольку это требует и временных, и финансовых затрат на переподготовку, но наша задача – чиновников, переговорной команды – унифицировать и снять все эти барьеры, которые существуют.
– Сейчас в стране не хватает лабораторий, которые бы занимались аккредитацией и сертификацией продукции. Как будет решаться эта проблема?
– В национальную систему аккредитации сейчас входят 1059 объектов, из них 186 органов по сертификации, 541 испытательная лаборатория и 332 метрологические службы. Между тем аккредитованные органы по сертификации и лаборатории распределены крайне неравномерно, в основном в Алматы. К тому же в республике нет аккредитованных испытательных лабораторий соответствия топлива и автомобилей экологическим требованиям Евро по пожарной безопасности и т.д.
У нас была такая ситуация, когда пищевую сельхозпродукцию мы не могли испытать в Актау. Во время строительного бума в некоторых регионах мы не имели возможности элементарно испытать строительную продукцию, а товары легкой промышленности для испытания возили из Уральска в Алматы.
Сейчас мы работаем с бизнесом, договариваемся строить такие лаборатории на базе государственно-частного партнерства. Для аккредитации у нас есть соответствующие структуры, консалтинговые организации, кадры. Нужно, чтобы продукция – пищевая, непродовольственная, товары народного потребления – испытывалась именно в регионе.
Точно так же и с экспресс-лабораториями, которые позволяют
оперативно испытывать продукцию на безопасность, – они должны быть не
только в Алматы, но и во всех регионах, нужно укреплять
материально-техническую базу наших территориальных департаментов. Если
говорить об экспресс-лаборатории по нефтепродуктам, она может стоить
$100-200 тыс.
Гаухар Жолдубекова
Бизнес&Власть, 16 апреля 2010
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |