Накануне старта
кампании по выборам президента Беларуси риторика в отношениях с Москвой
стала, по сути, конфронтационной. Как следствие, социологи отмечают
возвращение к традиционной бивекторности — фактически равные доли
белорусов предпочитают сближение страны или с Россией, или с
Евросоюзом. До этого шесть лет наблюдался явный перевес в сторону
восточной соседки.
В свою очередь, белорусские аналитики, указывая на рост давления со
стороны российских властей (принуждение к вступлению в Таможенный союз
на условиях Москвы, газовая война, информационная война), говорят о
реальном конфликте краткосрочных и долгосрочных интересов Беларуси и
России и несостоятельности проекта Союзного государства.
Так, эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS)
ожидают, что в более широкой перспективе политическое и экономическое
давление России на Беларусь будет только расти, а возможность маневра
между Востоком и Западом для руководства страны будет сведена к
минимуму.
Директор BISS Виталий Силицкий выразил мнение, что Москва может
захватить лидерство в белорусском вопросе и — не признать результаты
президентских выборов. В итоге ЕС свои обычные заключения о выборах в
Беларуси ("на фоне большого количества нарушений были отмечены
некоторые улучшения") будет вынужден переписать под Россию, считает
эксперт.
Он полагает, что Брюссель, устав от безрезультатного диалога, будет
"только рад отдать инициативу в надежде, что хоть Москва сможет оказать
влияние и что-то изменить". В итоге, полагает эксперт, Россия может
получить, в частности, большое влияние на белорусскую бюрократию.
Вместе с тем Силицкий отмечает, что если Москва реализует этот или
любой другой из своих возможных политических сценариев, то в Беларуси
станет "только больше России", но не свободы и демократии.
А белорусскому руководству в таком случае, по мнению политолога,
придется выходить из намного более жесткой изоляции со стороны ЕС и
США, чем сейчас, и делать намного более серьезные шаги, реализуя,
например, структурные реформы.
Между тем Брюссель без особого интереса следит за развитием ситуации в
Беларуси. Список преференций, которые объединенная Европа может
предложить белорусским властям в обмен на демократизацию, давно и
неоднократно озвучен, равно как и указано на потери от сворачивания и
без того ограниченных связей.
На днях, комментируя для брюссельского аналитического портала EUobserver
возобновление дискуссии между Минском и Москвой о признании Абхазии и
Южной Осетии, высокопоставленный литовский дипломат, пожелавший
остаться неназванным, заявил, что такой шаг "застопорил бы" отношения
Беларуси с ЕС и США.
По его мнению, белорусское руководство знает, что за признанием
самопровозглашенных республик могли бы последовать визовые санкции в
отношении чиновников, можно было бы попрощаться с надеждой на новые
кредиты от МВФ, европейских кредитных структур, а также новые
соглашения с Брюсселем и расширение доступа на рынки стран ЕС.
Кроме того, в ответ Грузия могла бы заблокировать участие Беларуси в "Восточном партнерстве".
Между тем, хотя брюссельских пряников не так много, среди них есть те,
которые имеют стратегическое значение для Беларуси, в частности
совместные проекты в энергетической сфере.
Экономист Стась Ивашкевич обращает внимание, что страна могла бы
присоединиться к общеевропейской стратегии диверсификации поставок
энергоресурсов и создания единого энергетического рынка. Существуют
проекты объединения газопроводов Северной Европы и балтийских стран,
есть программа строительства перемычек для оперативного
перераспределения внутри ЕС газа и электроэнергии, а к 16 действующим
терминалам сжиженного газа, планируется построить еще 52.
Эксперт отметил, что к 2016 году в странах Балтии ожидается избыток
возможностей газовых поставок. Тогда, теоретически, при удорожании
российского газа "Белтрансгазу" будет достаточно поменять направление
прокачки по ветке Минск — Вильнюс — Каунас и увеличить пропускную
способность, чтобы доставить газ в Беларусь.
Политолог Юрий Шевцов полагает: вероятнее всего, продолжится
постепенное наращивание сотрудничества Беларуси и стран ЕС, особенно
набрать обороты могут проекты со странами-соседями, а связи с Россией
продолжат ухудшаться.
Сегодня продолжает ослабевать влияние России на соседей и те
интеграционные объединения, которые на нее опираются, отметил Шевцов в
интервью БелаПАН. И поскольку на Западе нас особо не ждут, Беларусь
ищет точки опоры в разных регионах (Венесуэла, Иран, Китай), чтобы
вполне реально обеспечить себе геополитическую устойчивость, говорит
эксперт.
Шевцов отметил, что дальнейшая дезинтеграция Беларуси и России
неизбежна. Минск уже наращивает импорт венесуэльской нефти и
присоединяется к строительству терминалов сжиженного газа в Литве,
исходя из минимализации участия в Таможенном союзе с Казахстаном и
Россией. Москва в свою очередь не пускает в Беларусь дешевую казахскую
нефть и строит в обход газопроводы в ЕС.
Эксперт считает, что апогей политического кризиса в отношениях между
Беларусью и Россией придется на конец года и выборы. Тогда закончится
газовое соглашение и встанет вопрос о поставках беспошлинной нефти и
оформлении единого экономического пространства Таможенного союза.
Политолог Юрий Чаусов в интервью БелаПАН напомнил, что вопрос о
геополитическом выборе между Россией и ЕС всегда обостряется накануне
крупных избирательных кампаний. Но самый разумный выбор в том, чтобы не
выбирать: возможность лавирования — это не источник дезорганизации, но
инструмент для обеспечения устойчивости, говорит аналитик.
По словам Чаусова, внутриполитические процессы в преддверии
президентских выборов проходят под знаком Москвы, которая оказывает
давление на власти и будоражит оппозицию, которая обсуждает темы
использования российских денег и пророссийского кандидата.
ЕС как субъект от этой избирательной кампании самоустранился, говорит
эксперт. К слову, муссируется информация о том, что Александр
Милинкевич, явный проевропейский кандидат, не примет участия в выборах,
поскольку у него не хватит средств. Одновременная ставка на
оппозиционного кандидата и диалог с властями невозможна, поясняет
эксперт.
Итак, оппозиция использует фактор российского давления, а ЕС занял
позицию невмешательства и фактически отдает России роль регулятора.
Москва, в свою очередь, не будет поддерживать отдельного кандидата, но
намерена продвигать свои интересы, реализовать свой сценарий. По мнению
Чаусова, поскольку основной сценарий — российский, главная интрига в
том, что задумала Москва.
Марина Рахлей
БелаПАН, 18 августа 2010
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |