https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


«Союз тут ни при чем»


Нельзя обвинять Таможенный союз (ТС) в росте цен – на то есть много других причин. Не произойдет, вопреки всем ожиданиям, и больших изменений в торговле Казахстана с другими странами, отметил в беседе с «&» директор Центра развития торговой политики Министерства экономического развития и торговли Руслан Султанов.

– Руслан Серикович, европейские страны отмечали, что создание ТС мешает развитию торговых отношений между Европой и Казахстаном. Что вы думаете по этому поводу?

– Те инвесторы – европейские, американские либо других стран, которые работают на территории Казахстана, наоборот, приветствуют создание ТС, потому что у них появляется возможность для развития производства и выхода на российский и белорусский рынки, в первую очередь на российский, так как будут максимально сняты все административные барьеры в экспорте казахстанской продукции на рынок России. Это огромный рынок, именно здесь появляется возможность у всех инвесторов, работающих в Казахстане, развивать свое производство.

– В Европейском союзе подсчитали: импорт товаров из стран ЕС Казахстану за счет повышения таможенных пошлин обойдется на 100 млн евро в год больше…

– Вероятно, они высчитали разницу между тем уровнем пошлин, который был, и тем, который стал. По нашим расчетам, рост цен был бы возможен на такие товары, как авиатехника и лекарственные средства, которые в основном завозятся из ЕС. Однако по лекарствам Казахстан взял переходный период – 5 лет – для поэтапного присоединения к уровню ставок единого таможенного тарифа. Поэтому для Казахстана лекарственные средства не подорожают, так как пошлина остается на прежнем уровне – 0%.

Что касается авиатехники, то на уровне трех стран рассматривается вопрос изменения ставок импортных таможенных пошлин. Кроме того, прорабатываются изменения в закон об инвестициях, позволяющие ввозить оборудование, комплектующие к нему и сырье беспошлинно для казахстанских предприятий.

Эти меры позволят не допустить возникновения дефицита продукции и, соответственно, роста цен на лекарства, а также сохранить возможность развития отечественного производства путем ввоза нового оборудования, комплектующих и сырья из стран дальнего зарубежья.

– Как создание ТС отразится на объеме импорта товаров из Китая?

– Сейчас идет много разговоров о том, что в результате повышения импортных таможенных пошлин импорта из Китая у нас практически не будет. Это неверно, потому что многие страны ввозят продукцию из Китая независимо от уровня импортных пошлин.

Если сравнивать динамику импорта с учетом ранее действующих ставок и с учетом ставок, которые действуют с начала этого года, то, по нашим расчетам, китайский импорт сократится не более чем на 1-2% за весь год, то есть значительных изменений в структуре импорта не предполагается. Я говорю об импорте всех видов товаров в целом, потому что для китайской продукции характерна очень низкая цена, и даже повышение таможенных пошлин не повлечет заметных изменений.

Другое дело, что сейчас будет небольшая корректировка в ценовом сегменте товаров. То есть если раньше к нам ввозился ширпотреб, который декларировался по заниженным таможенным ценам, а это, естественно, и убытки государства, и потери рынка отечественными производителями, то сегодня просто-напросто будет ввозиться другая китайская продукция, которая также будет пользоваться спросом.

– Но она станет дороже?

– Сегодня вопрос стоит так: либо мы будем завозить дешевую небезопасную продукцию, либо безопасную для потребителя продукцию, но которая будет немного дороже. Что выберет человек?

Опасения потребителей в большей степени связаны с психологическим ожиданием, что в результате ТС что-то произойдет. Очень много опасений, что подорожают товары народного потребления, бытовая техника, которая зачастую завозится из Китая. Однако никто не говорит о разнице между декларируемой ценой импорта и ценой на рынке, которая зачастую различается в разы, как минимум на 100%.

Например, парфюмерные изделия декларируются по 700 тенге, а продают их по цене в семь раз выше. Парфюмерные изделия, туалетная вода более высокого ценового сегмента в рознице продают дороже вдвое. Такая же тенденция сохраняется и по изделиям текстильной промышленности: цена на рынке в 2-3 раза выше декларируемой. Точно так же и с бытовой техникой: телевизор завозится за 30 тыс. тенге, а продается за 60 тыс. В связи с этим изменение уровня импортных таможенных пошлин в первую очередь позволяет снизить маржу у тех, кто занимается перепродажей, а также направлено на сокращение числа посредников.

Допустим, посредник завозит товар за 500 тенге, а продает за 3 тыс. Если раньше он платил пошлину 25 тенге, то сегодня будет платить 50 тенге, на товар рост пошлины значительно не повлияет. Потому что у посредника все равно сохраняется маржа как минимум 100%. Рынок есть рынок. Цена на рынке регулируется спросом, и если сегодня посредник продавал продукцию за 5 тыс. тенге, то завтра дороже ее он не продаст, так как клиент купит аналогичную продукцию у других продавцов. Таким образом мы стимулируем конкуренцию.

Важно помнить, что повышение пошлин не затрагивает основную группу необходимых человеку товаров. По некоторым продовольственным товарам, например сливочному и растительному маслу, наоборот, импортная таможенная пошлина снизилась с 20 до 15%.

Если в целом говорить о продуктах питания, то мы их в основном завозим из стран СНГ, с которыми у нас действует зона беспошлинной торговли. Поэтому импорт, по идее, подорожать не должен и продукция на рынке – также.

– Однако продукты подорожали…

– Да, в этом году был рост цен на 30-50% по определенным группам товаров. Если говорить о продуктах питания, то подорожали свежие помидоры и огурцы, но здесь повлиял и сезонный фактор, и снижение объемов импорта из Узбекистана. При этом увеличился объем импорта из Китая, за январь импорт помидоров вырос на 38%. Но здесь сказались и сложные погодные условия, когда фактически невозможно было ввезти продукцию на территорию Казахстана. Все это повлияло на рост цен.

Все начали обвинять в этом ТС, хотя эти товары ввозят либо из Узбекистана, откуда товар поступает беспошлинно, либо оттуда, где импортная пошлина не изменялась вообще. Так, изменений импортной пошлины на овощи не было, но продукция подорожала, и это связано с другими факторами, в первую очередь с созданием ажиотажа и спекулированием на этом.

Гаухал Жолдаубекова, Бизнес&Власть



 

Кoличество переходов на страницу: 1398


Комментарии