https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


Оврагов на пути ТС должно стать меньше


На встрече глав правительств России и Казахстана в Москве Владимир Путин и Карим Масимов подтвердили намерение двух стран завершить план мероприятий по формированию Таможенного союза в максимально короткие сроки.

Премьеры отметили «большой прогресс в рамках задач, которые были поставлены». Тем временем у экономических агентов стран Таможенного союза возникают всё новые вопросы: от налогового администрирования до цен на товары народного потребления. Политики, госслужащие, бизнесмены, простые граждане – каждый видит аргументы за и против ТС сквозь призму собственных сиюминутных и стратегических интересов.

Владимир Путин отметил важность создания наднационального таможенного органа и выразил надежду на своевременный выход стран-партнёров на единое таможенное пространство к 1 июля текущего года, и единое экономическое пространство к 1 января 2012 года. «Важно не терять достигнутый темп», – подчеркнул глава российского правительства, указав на то,  что за период кризиса товарооборот между странами сократился на одну треть – до $13 млрд.

Проблема выгоды от создания Таможенного союза для стран участниц широко обсуждается в обществе, в том числе в ракурсе российско-казахстанского сотрудничества. Ясно, что при объединении в единую таможенную территорию рынок сбыта для Казахстана увеличивается в 11 раз, а для России – на 15-20%. При этом Казахстан, славящийся либеральной экономической политикой, как раз и обеспечившей в своё время бурный экономический рост, должен уравнять тарифы под российские в сторону существенного увеличения. Отечественные бизнесмены вопиют о своей незащищённости и опасности российской экспансии, способной смести их с рынка. А тем временем простые обыватели ждут резкого повышения цен на товары народного потребления. Однако Правительство РК настаивает на необходимости продолжающейся интеграции, отмечая, что совокупный эффект от вступления в Таможенный союз для национального бизнеса и экономики в целом, потенциально достаточной большой.

По мнению министра финансов Казахстана Болата Жамишева, основным плюсом для казахстанского бизнеса при формировании Таможенного союза становится создание условий для выхода на рынок с населением в 170 млн. человек. «Развивать какие-либо производства исключительно на территории Казахстана с 15-миллионнным населением, понятно, что значительно сложнее. По многим направлениям просто невозможно выйти на точку безубыточности. То есть, ТС создает возможность. Возможность – это не гарантия. В Парламенте много на эту тему говорилось. Понятно, что просто возникновение спроса не может обеспечить предложение со стороны казахстанского бизнеса и здесь, конечно, ответственность и Правительства, ответственность в части поддержки бизнеса, ответственность и самого бизнеса. Но если говорить об ответственности Правительства, то вы знаете, в настоящее время им разработана Программа форсированного индустриального развития. В проекте программы обозначена поддержка экспортных отраслей. И, в общем-то, цель всех этих программ – оказать содействие бизнесу. Другими словами, ТС – это возможность. Как мы этой возможностью воспользуемся, безусловно, и есть вопрос», – отметил он. По словам главы Минфина, создание любого союза исключает односторонние преимущества без обязательств. «Ясно, что в такой же мере, в какой у казахстанского бизнеса появляется возможности выйти на российские и белорусские рынки, такие же возможности появляются и у российского, белорусского бизнеса по отношению к Казахстану. Если говорить конкретно о тех преимуществах, которые появятся в результате реализации конкретных соглашений, проработанных на сегодняшний день, то они таковы: поскольку на единой таможенной территории не будет таможенного оформления, исключаются все издержки, связанные с этим. Это оплата услуг брокеров, получение лицензии по целому ряду товаров, оплата услуг складов временного хранения. Издержек, связанных с внешнеэкономической деятельностью, которые остаются с третьими странами в рамках ТС, не будет», – подчеркнул Болат Жамишев.

Рассказывая о преимуществах ТС, министр финансов предостерёг общественность от завышенных ожиданий и неоправданного пессимизма. «Если кто-либо ожидает, что, вступив в Таможенный союз, мы получим все блага сразу – придется разочаровать – нет. Если говорить по росту цен, то он зависит от того, какой будет структура потребления. Казахстанский индекс потребительских цен, как и во всех развивающихся странах, в большей степени учитывает цены на продукты питания, поскольку у нас, в силу низких доходов, значительная часть заработной платы уходит на продукты питания. И поэтому индекс потребительских цен будет зависеть от того, какой будет структура питания», – отметил он.

Для того, чтобы в будущем Казахстан не остался сырьевым придатком, необходимо развитие промышленности, утверждает член Комитета по экономическому и региональному развитию Сената Парламента РК Михаил Бортник. «Однако развитие любого производства диктуется рынком. Поэтому Казахстану необходимо расширять рынки сбыта. Таможенный союз – путь к такому расширению», – заявил он. При этом сенатор отмечает, что бояться сильного и долгосрочного роста цен не стоит, так как цены, в конце концов, определяются спросом на товары.

Озабоченность предпринимателей перспективами своего бизнеса – не только позитивный, но и необходимый момент, в силу новаторского и долгосрочного характера Таможенного Союза, считает глава Национальной экономической Палаты «Атамекен» Азат Перуашев. «Действительно, те предприниматели, кто занимается исключительно импортом товаров из третьих стран, встретят определённые издержки. Некоторые из них, возможно, даже будут вытеснены из данной сферы из-за новых таможенных правил и вынуждены переходить в другой бизнес. Это – ближайшая перспектива данного сектора, недооценивать сложность которой, конечно, нельзя», – отмечает он. «Однако, с точки зрения долгосрочных интересов, Таможенный союз создаёт огромный потенциал для роста экономики, и прежде всего – её реального сектора. И этот фактор для нашей страны гораздо важнее переходных издержек, поскольку формирует новый, правильный баланс в экономике за счёт развития собственного производства. Возьмем конкретный пример: во время реализации антикризисной программы из тех средств, которые были выделены на поддержку малого и среднего бизнеса – 74% ушли в сферу торговли и только 9% – в обрабатывающую промышленность. Иными словами, из каждых 11 бизнесменов – только 1 что-то производит. Это показатель того, что, на самом деле, наш малый и средний бизнес на ¾ состоит из коммивояжеров, перепродающих чужие товары. Мы почти ничего не производим, только потребляем чужую продукцию – китайскую, турецкую, российскую, даже киргизскую. Это – «кривая», неправильная и ущербная экономика, которая поставила нас в зависимость от зарубежных производителей, причём не только в машинах и одежде, но и в базовых продуктах питания», – подчеркнул Азат Перуашев.

Председатель НЭПа отмечает, что даже во времена Советского Союза Казахстан в значительно большей мере обеспечивал потребности собственного рынка. Но за годы привязки к нефтяным доходам наша страна истощила производственный потенциал, который «проседал» целыми отраслями: обувщики, текстильщики, мясопереработчики, машиностроители. «С каждым годом собственное производство готовой продукции снижалось, зато обратно пропорционально росла импортозависимость. Поэтому, чем дольше мы затягивали бы с созданием Таможенного Союза, тем меньше у нас оставалось шансов на построение нормальной, сбалансированной, реально диверсифицированной экономики. В рамках Таможенного союза эти шансы многократно возросли. Один наглядный пример: сейчас поднялась большая полемика вокруг автомобильного рынка. Но давайте посмотрим, сколько реально рабочих мест создаёт этот сектор? В перегоне и перепродаже одного автомобиля участвует два-три человека, тогда как на одного работника при производстве того же авто задействовано 10-12 человек в смежных отраслях. И так по любым другим товарам: экономический эффект собственного производства многократно превышает доходы от торговли чужими товарами», – настаивает наш собеседник.

При этом господин Перуашев не отрицает, что в краткосрочном плане вопросы социальных издержек встанут достаточно остро. Государству, по мнению экономиста, необходимо с пониманием отнестись к проблемам автомобильных дилеров, импортеров ТНП, таможенных брокеров и т.д. в плане создания возможностей для смены бизнеса и поддержки в переходный период. «Думаю, что средняя планка повышения цен установится в пределах 10-15%. В то же время, однозначно говорить, будто все товары подорожают, было бы неверно. По различным товарным группам вводятся разные таможенные пошлины, и по некоторым из них, напротив, не исключено снижение потребительской цены. Например, подавляющее большинство наших молочных заводов работает на сырье (сухом молоке), импортируемом из тех же России и Белоруссии. До создания союза этот импорт подлежал таможенному оформлению, теперь барьеры будут сняты. Так что по молочной продукции повышение цен может носить только спекулятивный характер, но появляются все основания для её удешевления», – объяснил он. Похожее положение, по словам главы «Атамекена», в сфере строительных материалов, производстве мебели, ряде других.

По мнению Азата Перуашева, удорожание коснётся товаров, преимущественно поставляемых из третьих стран, прежде всего Китая, Турции, Кореи, Евросоюза и т.д. В основном, это товары нижнего и верхнего ценового сегмента: либо очень дешёвые (главным образом китайского производства), либо дорогие. Таким образом, для среднего класса потребителей определённые ограничения если и возникнут, то преимущественно по дорогим товарам, которые станут менее доступны. С другой стороны, считает глава «Атамекена», ускоренный экономический рост стран Таможенного союза объективно должен привести к появлению новых современных производств, созданию тысяч рабочих мест, общему росту доходов и уровня жизни населения. Тем самым, в перспективе можно ожидать снижения актуальности и спроса на дешёвые низкокачественные товары, наряду с существенным повышением платежеспособности, что увеличит возможности населения по приобретению качественных товаров, но на более широком уровне.

BNews.kz, 4 мая 2010



 

Кoличество переходов на страницу: 769


Комментарии