Сенат США единогласно проголосовал за то, чтобы выразить благодарность американским военным за успешное проведение операции, в результате которой в Пакистане был обнаружен и уничтожен лидер Аль-Кайды Усама бин Ладен. Это произошло как раз в то время, когда администрация Обамы планирует постепенный вывод американских войск из Афганистана, рассчитывая, в конце концов, закончить эту самую продолжительную войну в истории США. На состоявшихся во вторник слушаниях в Сенате американские законодатели обсудили вопрос о том, каким образом уничтожение бин Ладена повлияет на миссию США в Афганистане.
Поимка или уничтожение Усамы бин Ладена и других террористов были главными целями вторжения США и их союзников в Афганистан. Выступая через несколько дней после терактов 11 сентября 2001 года, тогдашний президент Джордж Буш-младший поклялся, что американцы найдут бин Ладена:
«Я хочу справедливости. Когда-то на нашем Западе развешивали листовки, на которых, я помню, было написано: «Разыскивается. Взять живым или мертвым».
И вот почти десять лет спустя цель достигнута. Однако война в Афганистане продолжается, хотя прошло немало времени с тех пор, как Талибан лишили власти, а Аль-Кайда нашла себе прибежище в других странах, таких как Йемен.
Во вторник председатель сенатского Комитета по иностранным делам Джон Керри из штата Массачусетс заявил, что уничтожение бин Ладена еще раз подчеркнуло необходимость принятия Соединенными Штатами важных решений в отношении Афганистана:
«Теперь, когда бин Ладен убит, многие, я уверен, спросят, почему мы не уходим из Афганистана. Поэтому сейчас особенно важно тщательно проанализировать, в чем заключается опасность, и что реально угрожает нашей безопасности».
Другой высокопоставленный член этого комитета сенатор Ричард Лугар отметил, что в настоящее время расходы на войну в Афганистане превышают 100 млрд долларов в год. Лугар подчеркнул, что масштабы операций США в Афганистане намного превышают масштабы антитеррористических операций в Йемене, несмотря на то что, согласно официальным оценкам, действующие в Йемене террористы представляют гораздо более серьезную угрозу, чем те, которые находятся в Афганистане.
Сенатор от штата Индиана выразил сомнение в том, что Афганистан может стать самоуправляемой, безопасной и стабильной демократической страной, свободной от влияния террористов. Он призвал президента Барака Обаму четко обозначить цели США на будущее:
«Президент Обама должен быть готов сформулировать определение того, что можно считать успешным завершением миссии в Афганистане, основываясь на жизненных интересах США и объективно проанализировав то, чего можно реально достичь. То, что произойдет в Афганистане после ухода американских войск, нельзя считать оптимальным результатом. Однако президент не обозначил, что можно считать допустимыми отклонениями от оптимального результата».
На слушаниях также выступил Ричард Хаасс, президент Совета по иностранным делам. Хаасс сказал, что усилия, прилагаемые США к тому, чтобы ослабить Талибан, в то же время укрепляя афганские силы безопасности, вряд ли дадут результаты, на которые рассчитывает администрация Обамы:
«Я настроен весьма скептически насчет того, что подобная политика может привести к желаемым результатам, учитывая особенности Афганистана, в частности, слабость центрального правительства, а также реальную ситуацию, которая заключается в том, что Пакистан будет продолжать предоставлять убежище талибам».
Хаасс отметил, что даже если проблемы в Афганистане можно решить раз и навсегда, ограниченные военные и финансовые ресурсы Америки можно было бы использовать более эффективно на другие цели:
«Со временем война в Афганистане превратилась из войны по необходимости в войну по желанию. Афганистан более не представляет существенной глобальной угрозы в плане терроризма. В этом плане он не опаснее нескольких других стран региона, в первую очередь Пакистана. Афганистан – это ни что иное как ошибка стратегии».
Хаасс отметил, что необходимо существенно сократить масштабы американских военных операций в Афганистане и сосредоточить внимание на более конкретной задаче, которой является борьба с терроризмом, и не заниматься построением государства.
Однако бывший сотрудник Госдепартамента Энн-Мэри Слотер обратила внимание сенаторов на то, что уже предпринимались попытки ограничить масштабы операций в Афганистане, и эти попытки привели к катастрофическим результатам, заставившим президента Обаму отдать приказ о временном усилении военного присутствия в этой стране:
«Мы довольно быстро выбили оттуда Талибан, а затем перешли к ограниченной стратегии борьбы с терроризмом. Три-четыре года спустя Талибан вновь пустил там глубокие корни».
Слотер отметила, что если сломить сопротивление Талибана и укрепить афганское правительство, это может приблизить столь долгожданный конец этой войны:
«Мы можем достичь этой цели, если в Афганистане будет стабильное правительство, в состав которого войдут также представители Талибана, не поддерживающие Аль-Кайду. Если мы сможем достичь договоренности, ситуация будет развиваться в наших интересах».
Мало кто ожидал, что эта война будет продолжаться так долго, и некоторым сенаторам она уже изрядно надоела.
Вот что сказал демократ от штата Иллинойс Ричард Дурбин:
«Да, я голосовал за вторжение в Афганистан. Я голосовал за борьбу с Аль-Кайдой и за то, чтобы был найден и, при необходимости, уничтожен Усама бин Ладен. И вот теперь, почти десять лет спустя, это произошло. Если бы спросили меня, подписался бы я под самой продолжительной в американской истории войной, которой не видно конца даже теперь, когда убит Усама бин Ладен, я бы вам ответил, что это не то, за что я голосовал».
Выразив одобрение по поводу уничтожения главного террориста американским спецназом, администрация Обамы ничего не говорит о том, повлияет ли это событие на вывод американских войск из Афганистана, который должен быть завершен в 2014 году.
Майкл Боумен
Голос Америки, 3 мая 2011
Кoличество переходов на страницу: 1265
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |