https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 






Найти
 
 


«Мы придерживаемся политики невмешательства…»


После начала военной операции в Ираке в начале 2003 года у многих белорусов могло сложиться впечатление, что наши двусторонние отношения были безвозвратно заморожены. На какое-то время их интенсивность действительно снизилась, но, как могло кому-то показаться, они отнюдь не прекратились. Ведь наши народы связывают дружественные чувства и активное экономическое сотрудничество еще со времен Советского Союза. Впрочем, нас объединяет не только плодотворное прошлое, но и хорошие кооперационные перспективы на будущее. Экономики двух стран во многом являются взаимодополняющими. О взаимных проектах и планах, а также о ситуации в современном Ираке рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Беларуси Хайдар Мансур Хади Ауэис.

— Господин посол, как вы оцениваете уровень взаимодействия между нашими странами до и после начала войны в Ираке в 2003 году?


— После распада СССР Ирак установил с Беларусью дипломатические отношения на уровне послов-представителей.

В 2000 году в Багдаде открылось Посольство Беларуси, а в Минске — Посольство Ирака. В начале 2003 года наше диппредставительство приостановило свою работу в связи с началом военных действий. Но в марте 2008 года его деятельность в Минске была возобновлена на уровне Временного поверенного в делах.

А в прошлом году я был аккредитован в вашей стране в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Сегодня отношения между нашими странами носят дружественный и плодотворный характер.

По приглашению первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко в 2009 году Минск посетила делегация Министерства жилья и строительства Республики Ирак во главе с министром Байан Исмаил Дазаи. Был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам двустороннего сотрудничества. Стороны договорились о развитии взаимной торговли, обмене опытом в сфере строительной индустрии и жилищного хозяйства, налаживании межпарламентского диалога, установлении контактов по линии силовых ведомств, в области сельского хозяйства и высшего образования.

В том же году Беларусь посетила делегация во главе с первым заместителем министра электроэнергетики Ирака Раадом Мохсин Гази Аль-Харисом. Между Министерством электроэнергетики Ирака и Министерством энергетики Беларуси был подписан Меморандум о намерениях по сотрудничеству в области электроэнергетики. Иракская сторона выразила заинтересованность в участии белорусских специализированных строительно-монтажных и сетевых организаций в проектах по строительству, модернизации, реконструкции и ремонту электроэнергетических объектов в Ираке, в повышении квалификации иракских специалистов в этой области.

Приезжала в Минск и официальная делегация мэрии и деловых кругов иракского города Арбиля. Этот визит прежде всего обусловлен заинтересованностью в разработке совместных инвестиционных проектов, направленных на восстановление разрушенных иракских городов и модернизацию сельскохозяйственной отрасли.

В настоящий период наше посольство работает над возобновлением деятельности Белорусско-Иракской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, шестое заседание которой в ближайшее время должно состояться в Минске. Также готовится первый раунд консультаций между министерствами иностранных дел наших стран.

— Белорусская экономика, как известно, экспортоориентирована и многое может предложить, в том числе и Ираку…

— До марта 2003 года торгово-экономические связи между Ираком и Беларусью характеризовались устойчивым ростом. Однако из-за начала войны белорусский экспорт в Ирак практически сошел на нет.

Позитивные подвижки начались только в 2008 году. Тогда экспорт белорусских паровых котлов и сухого молока в Ирак составил $ 1,65 млн., а в 2009 году уже 4,56 млн.

Наиболее востребованы в Ираке белорусская дорожно-строительная, коммунальная техника и оборудование, автотракторные механизмы, шины, продукты металлургии, оптические приборы. Ирак заинтересован в дальнейших поставках из Беларуси строительных материалов и железобетонных конструкций, цемента, стекла и стройматериалов, технологического оборудования и т.д.

В Ираке после десятилетий разрухи и кровопролитных войн существуют широчайшие перспективы для расширения взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Выгодным для активизации деятельности иностранных инвесторов представляется новый закон об инвестициях в Ираке. Он предусматривает существенные привилегии особенно в таких сферах, как электроэнергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и других.

— Нередко в западных СМИ звучит информация, что Беларусь поставляет оружие в Ирак. Как вы можете это прокомментировать?


— Информация о поставках белорусского оружия в Ирак – это чистой воды домыслы.

Для нас важно, что в настоящее время Республика Ирак развивается по пути демократии. В стране работают соответствующие институты власти: президент, премьер-министр, правительство национального партнерства, а также парламент, в котором представлены все политические блоки страны. Государственные соглашения и договоры не являются секретными и публикуются в СМИ.

— Что современные иракцы знают о Беларуси?

— Беларусь для нас — суверенная процветающая страна, находящаяся в самом центре Европы. Это государство, которое имеет многовековую историю, славится своим гостеприимством и замечательной природой. Именно поэтому все больше иракских граждан стремятся побывать здесь с туристическими или деловыми целями, а также с целью получения образования в учебных заведениях Беларуси.

— Господин посол, наша страна в ходе Второй мировой войны потеряла каждого третьего своего жителя, а потому белорусы очень болезненно воспринимают любые войны, где бы они ни происходили. Ведь за этим стоит гибель гражданского населения: детей, стариков, женщин… А потому начало войны в Ираке отозвалось в наших сердцах болью. Как восстанавливается Ирак после столь разрушительной и кровопролитной войны?

— В 2003 году в истории современного Ирака началась новая эпоха, связанная прежде всего с установлением парламентской демократической республики. В 2005 году была ратифицирована Конституция Республики Ирак. Уже трижды состоялись выборы в Совет представителей (парламент), были утверждены три состава правительства и Кабинета министров Ирака, в которых представлены члены всех политических партий нашего государства.

Следует отметить, что после передачи власти новому иракскому правительству коалиционными силами в 2003 году Ирак столкнулся с многочисленными проблемами, связанными с постоянными террористическими угрозами. Их цель — дестабилизация обстановки в стране, подрыв осуществления политических и экономических реформ.

Однако с начала 2008 года политическая ситуация в новом Ираке стабилизировалась и приобрела положительную динамику. Мы возобновили свои политические, дипломатические, торгово-экономические связи со многими зарубежными государствами.

Я очень надеюсь на то, что мою страну ожидает светлое будущее, связанное с политической стабильностью, социальной справедливостью и экономическим могуществом. Многие зарубежные государства и международные организации подтверждают наметившееся улучшение обстановки в сфере безопасности в Ираке. Иракский народ доверяет своему правительству. Доказательство тому — недавние мирные демонстрации в Багдаде и в некоторых других городах. Наш народ не выдвигал требование о свержении существующего режима в стране (в отличие от жителей других стран арабского региона), а требовал от власти продолжения и интенсификации начатых политических, социальных и экономических реформ, направленных на улучшение условий жизни и благосостояния.

— Вы затронули важную тему. Ситуация на Ближнем Востоке сегодня в целом выглядит взрывоопасной. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— Мы придерживаемся политики невмешательства. Хотя иракский народ с болью и сочувствием смотрит на братскую Ливию, при бомбардировках которой гибнут невинные люди, а страна разрушена и несет большие экономические потери.

Ситуация, сложившаяся в регионе, показывает, что правительства арабских государств должны сотрудничать и целенаправленно координировать свои действия на пути реализации реформ в политической, экономической, социальной сферах, не давая возможности другим странам вмешиваться в свои внутренние дела. В свете новых угроз и вызовов мы обязаны обеспечить большую сплоченность своих государств в рамках Лиги арабских государств.

Татьяна Владимирова
Рэспубліка, 17 мая 2011


 

Кoличество переходов на страницу: 995


Комментарии