https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Следственный комитет возбудил дело о рабах в Москве


Активисты освободили 11 мигрантов, не привлекая к этому полицию

Скандальным "делом о рабах", мигрантах, которых, как они утверждают, много лет насильно удерживали в одном из магазинов в Москве, занялись следственные органы.

Следственное управление СК по Преображенскому району Москвы возбудило уголовное дело по факту незаконного удержания мигрантов.

При этом адвокаты потерпевших добиваются, чтобы следователи инициировали дело по статье использование рабского труда с отягчающими обстоятельствами и привлекли к ответственности хозяев магазина.

Рабство или незаконное задержание?

СК ссылается на обращение двух уроженок Узбекистана Лейлы Ашировой и Бакии Касимовой, которые сказали, что "с 2002 по октябрь 2012 года их незаконно удерживали под угрозой применения насилия в продуктовом магазине, расположенном по улице Новосибирской". Они проходят по делу как потерпевшие. Информации о подозреваемых пока нет.

Координатор проекта комитета "Гражданское содействие" Анастасия Денисова рассказала Русской службе ВВС: гражданских активистов не устраивает, что дело возбуждено против неустановленных лиц, а не владельцев магазина мужа и жены Сакена Муздыбаева и Жансулы Истанбековой.

По ее словам, представители "Гражданского содействия" видели супругов в здании СК. "Они выходили из кабинета следователя с широкой улыбкой", - сказала Денисова. Она убеждена, что в этой ситуации дело должно быть открыто по статье об использовании рабского труда. Сейчас уголовное дело возбуждено по статье незаконное лишение свободы.

"Разница очень большая: по статье о рабстве предусмотрен срок от шести до 15 лет, а не от трех до пяти, как по статье о незаконном задержании", - подчеркивает активистка.

По ее словам, сейчас "Гражданское содействие" активно взаимодействует со следователями. Из полиции активистов приглашали в отдел дознания: там готовятся возбудить дело по организации незаконной миграции.

"За этим нет никаких документов, это есть на уровне телефонного разговора с одним из сотрудников полиции. Мы планируем увести дело от статьи о незаконной миграции: тогда легко будет объявить пострадавших нелегалами и выслать из страны", - поясняет она.

Взаимодействовать с полицией, однако, активисты готовы.

История освобождения


До того, как к делу подключились официальные органы, расследованием занимались правозащитники и журналисты, к которым обратились две женщины - уроженки Узбекистана и Казахстана.

Они утверждали, что их дочери оказались в рабстве: в течение шести лет не получали за работу ни копейки, систематически подвергались насилию, в том числе сексуальному, угрозам, а все их попытки побега заканчивались побоями.

30 октября 15 активистов и правозащитников вместе с юристом и двумя командами журналистов, телеканалов Рен-ТВ и НТВ, приехали в магазин "Продукты", расположенный в Москве на улице Новосибирская, дом 11, и вывели оттуда 11 человек.

Сразу после операции один из освобожденных 18-летний уроженец Казахстана Рахимжан Балкибеков рассказал Русской службе ВВС об условиях, в которых жил он и другие мигранты. "Меня били, когда что-то не успевал делать или делал не так. Через день, два - завтра побьют девчонок. Просто находили причины. Друг с другом стравливали", - заявил Балкибеков.

По его словам, они работали с шести утра до полуночи, а иногда и до четырех часов утра без выходных. От хозяев получали "холодную еду" и "что-то просроченное".

Балкибеков прямо называет жизнь в подвальном магазине рабством: "Там люди по 10 лет и больше работали. Никто не выходил - это, получается, рабство. Мы хотим, чтобы такого рабства нигде не было, чтобы было все по справедливости".

Не первая попытка


Все бывшие узники "Продуктов" сейчас живут в квартире, снятой гражданскими активистами.

"Пока они только в себя приходят и отсыпаются, нервные, больные", - рассказывает мать одной из девушек Сажинар Аширова. Ее дочь, 20-летняя Карина Аширова, провела в "Продуктах" шесть лет.

В мае 2011 года Аширова уже приезжала в Россию, после того как окончательно потеряла связь с дочерью и золовкой, переехавшими на заработки в Москву.

"Я пошла в казахское посольство, оттуда меня отправили в ОВД Гольяново, а там - к участковому. Я не застала его и на следующий день сама пошла в магазин. Хозяева позвали участкового сами. Я не знаю его фамилию, только имя - Дмитрий, работает на Байкальской, дом 1. Он даже слушать меня не хотел. Говорит: вы сидите, пьете чай, чего жалуетесь?" - рассказала Аширова Русской службе ВВС.

Тем не менее участковый попросил, чтобы дочь Ашировой показали. "Когда ее привели, я спросила, хочет ли она домой. Она с испугу сказала, что не хочет. Ее сразу увели. А Дмитрий сказал, что я ее не могу забрать - она совершеннолетняя. Я увидела, что ей два пальца поломали, а он на это ответил: "Сами потом разберетесь", - вспоминает мать потерпевшей.

Ее поразило, что хозяева "Продуктов" показали российский паспорт ее дочери, причем с ошибками: вместо 1992 года рождения значился 1989 год, а местом рождения оказался не Узбекистан, а Киргизия.

Семья Ашировых, Сажинар и четверо детей, трое из которых сейчас ходят в школу, приехали из Узбекистана в Казахстан десять лет назад и лишь недавно получили гражданство.

"Я удивилась, откуда этот паспорт. "Это ее право – как хочет, так и получает", - ответил участковый. После этого я поняла, что по-честному с ними нельзя разговаривать", - сказала Аширова.

"Гражданская" операция

26 октября 2012 года Сажинар Аширова вновь приехала в Москву и обратилась за помощью к главе правозащитного движения "Альтернатива" Олегу Мельникову, который вместе с другими правозащитниками инициировал операцию по освобождению рабов.

Аширова рассчитывает, после следственных мероприятий как можно скорее забрать дочь в Казахстан.

"Состояние у моего ребенка сейчас хорошее. Она рассказала, что ее били, пальцы сломали. Экспертизу мы сделали. На спине большой шрам - били ключом. Остальное время все по голове", - рассказывает женщина.

Гражданские активисты объсняют, почему не позвонили в полицию, а отправились вызволять людей сами.

"Родители девушек уже пытались обращаться в полицию: не помогло. Участковый должен был выявить факт рабства. Во время операции полиция приехала только через 30 минут, после того как мы позвонили в 02. Вместо того, чтобы принять какие-то меры, полицейские долго созванивались с начальством, [выясняя] что делать. Не было действия по проверке помещений, ничего не делали, чтобы найти пропавших детей и женщину", - рассказывает Данила Медведев, представитель Российского трансгуманистического движения.

Дело полиции, а не активистов

Сейчас правозащитные сообщества - комитет "Гражданское содействие" и организация "Альтернатива" - собирают деньги на помощь освобожденным: они сняли им квартиру, покупают лекарства и еду.

Анастасия Денисова утверждает, что подобные случаи нередки в России, в том числе и в Москве, но дела почти никогда не возбуждаются по статье о рабстве, хотя фактически речь идет именно о нём.

Активисты говорят, что не хотят брать на себя обязанности полиции и заниматься вызволением из неволи всё своё свободное время.

"Мы надеемся, что по полиция начнет проверять точки по адресам, которые мы им предоставили. Но мы в этом не уверены. Мы не хотели заниматься этим фултайм. Сейчас у нас есть временный штаб и привлеченные юристы: кто будет заниматься проблемой более широко, сказать сложно, но хотелось бы, чтобы это были не мы", - сказал Данила Медведев.

По словам Медведева, семье, державшей магазин на Новосибирской, принадлежат еще минимум три "торговые точки".

Дарья Луганская, Москва
Русская служба ВВС, 6 ноября 2012


 

Кoличество переходов на страницу: 1010


Комментарии