Россия выступает против антииранских санкций, вводимых в обход Совбеза, и военного удара по территории Ирана. Об этом заявил во вторник 17 января заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов, передает ИТАР-ТАСС.
Россия подставляет плечо Ирану или подставляется сама?
«Считаем, что санкции себя исчерпали», – в частности, сказал дипломат. По его словам, санкции, принятые ранее Совбезом, «предусматривали цели добиться начала переговоров и преследовали нераспространенческие цели».
С всеобъемлющими экономическими санкциями, предлагаемыми Западом, Россия не согласна, подчеркнул высокопоставленный представитель российского внешнеполитического ведомства.
«Любые подобные попытки навязывания мы отвергаем, и никаких решений в рамках Совета Безопасности на этот счет приниматься не должно», – добавил он.
Противоположной точки зрения придерживаются в Соединенных Штатах. «Мы уже видим, что санкции оказывают существенное воздействие на иранскую экономику», – утверждает заместитель советника по национальной безопасности в администрации президента Обамы Бен Родс.
Кроме того, он пояснил, что США хотят «оставить какое-то пространство для правительства Ирана, чтобы оно еще имело возможность изменить свой курс».
«Политика США нацелена на изменение поведения Ирана путем санкций и усиления изоляции Тегерана, а не на смену иранского режима», – сообщил Родс.
Напомним, иранское руководство выступило с угрозой перекрыть Ормузский пролив – жизненно важную водную магистраль, имеющую большое значение для мирового экспорта нефти. В ответ на это госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что подобные угрозы со стороны Тегерана «являются провокацией и представляют опасность».
Геннадий Гатилов во вторник также отметил, что любые военные удары по территории Ирана недопустимы. «Ситуация станет еще более критической», – предупреждает он.
Когда лопнет натянутая тетива войны?
Между тем российские эксперты уверены, что боевые действия в Персидском заливе практически неизбежны в случае блокады Ираном Ормузского залива. Член президиума общественного совета при Минобороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко расценил вероятность войны в этом случае как 70 шансов к 30-и.
«Фактически осталось недели две до того, как мы можем стать свидетелями реальных боевых действий США против Ирана», – заключил он.
По его оценке, в регионе происходит открытое наращивание сил ВМС США и идет их перегруппировка.
«На подходе в район возможного конфликта находится третий американский авианосец. Как известно, они не ходят в одиночку, у них есть корабли сопровождения – в том числе многоцелевые атомные подводные лодки», констатировал Коротченко.
Таким образом, по его мнению, образуется «кулак», с помощью которого и будет нанесен удар по Ирану. Игорь Коротченко также предположил, что США, скорее всего, предпочтут действовать с помощью союзников, к которым прежде всего относится Великобритания: «Думаю, что в будущей военной конфигурации и американские, и британские ВМС будут действовать в едином строю».
Главный редактор «Национальной обороны» не исключил, что к ним может примкнуть и Израиль, если Иран, «став жертвой нападения, в качестве превентивных мер попытается либо осуществит ракетные пуски по территории Израиля».
Как ему представляется, с техничкой точки зрения для Ирана не составит больших проблем перекрыть Ормузский пролив: «Путем постановок минных заграждений он очень быстро может это сделать, и США не сумеют ему помешать. Но дальше это будет означать ответные меры».
Эксперт прогнозирует, что речь пойдет о дистанционной войне ударами ракет по основным объектам иранской военно-экономической инфраструктуры.
«США способны решить эту задачу быстро и успешно. Иран может ответить асимметрично – нанести ракетные удары по военным базам, используя свой потенциал, находящийся в распоряжении Корпуса стражей Исламской революции», – подытожил он.
Кому война, кому мать родна
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор Владимир Сажин более категоричен. Он на сто процентов убежден, что в случае блокады пролива война неизбежна.
«Перекрытие Ормузского пролива будет формальным объявлением войны», – заявил профессор Сажин.
Одновременно он предполагает, что до открытой конфронтации дело все же не дойдет, по крайней мере, до выборов в Иране, которые пройдут летом. У него создалось впечатление, что напряженность в регионе нужна всем, а вот война – никому.
«Всем выгодно балансирование на грани войны. Оппоненты Обамы обвиняют его в чрезмерной мягкости, и он посылает авианосную группу в залив. Ситуация в Иране тоже очень сложная. Там идет борьба не на жизнь, а на смерть между консерваторами и неоконсерваторами. Эта борьба отражается и на внешней политике. Ахмадинежад старается показать себя сильным человеком», – аргументирует Сажин.
На его взгляд, России также выгодна ситуация, когда нет «ни мира, ни войны», потому что это способствует стабилизации высоких цен на нефть.
«Однако война – катастрофа не только для региона, но и для России», – умозаключает он.
В свою очередь, генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров акцентировал внимание на том, что обстановка вокруг Ирана накаляется с каждым днем. В связи с этим для него стало очевидным, почему появился доклад МАГАТЭ.
«Он был нужен как повод для войны с Ираном. В этой ситуации любая техническая ошибка, любая слабость может привести к непредсказуемым последствиям», – предупреждает он.
С его точки зрения, больше всех в конфликте заинтересованы Соединенные Штаты, меньше же всех в «нагнетании обстановки» мотивирован Израиль. Только Россия и Китай, по мнению Раджаба Сафарова, сейчас могут спасти положение.
«Иран не уступит, но и не перекроет Ормузский пролив, прекрасно понимая, что это повод для войны. Однако в конфликт вложено очень много средств, инвестированы миллиарды долларов, все готово к войне с главной целью – изменить политическую системы Ирана», – подвел он черту.
Владимир Сажин согласен с Сафаровым в том, что обстановка накалена до предела. Но главную причину этого он видит в ядерной программе Ирана. Западные страны обвиняют Иран в стремлении стать обладателем ядерного оружия. Тегеран настаивает, что его национальная ядерная программа преследует исключительно мирные цели.
Виктор Васильев, Москва
Голос Америки, 17 января 2012
Кoличество переходов на страницу: 1188
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |