Неслучайно для целого ряда казавшихся вполне благополучными европейских государств он стал настоящим шоком. В Беларуси его не было, но на показателях социально-экономического развития страны мировой кризис, несомненно, сказался отрицательно. Однако, повторю, не шоково.
В первую очередь, потому, что государство в суверенной истории Беларуси никогда не уходило из экономики. Как бы еврочиновники и отечественные суперлиберальные экономисты ни критиковали белорусские власти за это, но именно государственное присутствие в экономической жизни обеспечивает ее стабильность. И уж тем более в кризисных условиях.
К слову, на Западе эту истину на деле (разумеется, не говоря вслух) тоже признают. Неслучайно в США государство предпринимает большие усилия по восстановлению доверия к доллару, сиречь поддержанию устойчивости банковской системы страны. В Германии введено, по существу, государственное регулирование цен на бензин. Во Франции Франсуа Олланд победил на президентских выборах в первую очередь благодаря обещаниям решить на государственном уровне наиболее острые социально-экономические проблемы, волнующие сегодня французов… Та же картина наблюдается и на Востоке. Например, после аварии на АЭС «Фукусима-1» японское правительство приняло решение о взятии под фактический государственный контроль компании-оператора станции ТЭПКО и вливании в ее спасение 12,6 млрд долларов.
В общем, лозунг «Частный бизнес выживает сам!» в условиях кризиса не срабатывает. Наоборот, ему требуется государственная поддержка. В Беларуси это поняли раньше, чем во многих «демократических» странах. Из чего и родилась Директива №4 Президента страны. И конкретизирующие ее положения нормативные правовые акты.
Несколько настораживает, правда, чрезмерно большое количество ответственных за их реализацию. Здесь и правительство, и министерства экономики, по налогам и сборам, юстиции, и местные власти... Так и просится на ум известная поговорка «У семи нянек дитя без глазу».
А ведь именно ответственные госорганы вырабатывают условия для бизнеса. Например, это касается и такого острого для предпринимателей вопроса, как налогообложение. Введение упрощенной системы налогообложения, конечно, упростило жизнь многих участников частного бизнеса. Но ведь и она имеет свои недостатки. Ну, скажем, непонятно, откуда взялась сумма облагаемого валового дохода предпринимателя? Кто ее рассчитывал? Почему законодательная норма касается организаций с численностью работников, не превышающей 5 человек? А если их будет 6-7 или даже 10? Таких вопросов можно задавать множество.
Однако в целом, надо признать, белорусское законодательство по вопросам регулирования бизнес-деятельности вполне соответствует мировой практике. Неслучайно поэтому не только отечественные, но и зарубежные инвесторы не боятся вкладывать средства в белорусскую экономику. Примеров тому много. Скажем, китайские корпорации заинтересованы в создании в Беларуси совместного технопарка. Арабские страны - в реализации IT-проектов. Государства Европы - в решении энергетических проблем. Я уж не говорю о программах, которые осуществляются в рамках интеграционных объединений на постсоветском пространстве.
Безусловно, инвестиционная активность в Беларуси в значительной степени объясняется тем, что государство оказывает серьезную поддержку малому и среднему бизнесу. Собственно говоря, на это и направлена президентская директива №4. Особенно важно, что она нацеливает на развитие и поощрение предпринимательской инициативы в малых городах, где для бизнеса создаются преференциальные возможности. Значительно упрощается порядок открытия своего дела. Снимаются преграды для ремесленничества. Нет проблем для приобретения земельного участка под строительство нового предприятия. Ну а президентский декрет №6 вообще предоставляет беспрецедентные льготы. Ведь аналога освобождению от налогов на 7 лет в мировой практике поддержки предпринимательства найти трудно. Иными словами, в Беларуси все выгоднее открывать и вести бизнес.
Таким образом, программа посткризисной стабилизации экономики страны, хотя и не афишируется, но последовательно выполняется. Об этом говорят, в частности, итоги первого квартала. Налицо - рост ВВП, положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, снижается инфляция…
Однако смущает именно необычная засекреченность этой программы. Невнятные комментарии чиновников относительно того, что «есть ряд моментов, которые не надо озвучивать, а надо просто выполнять», как-то не очень убеждают. Не о секретных же протоколах, в конце концов, идет речь. Не говоря уже о том, что «ряд моментов» рано или поздно все равно всплывет наружу. А ведь жизнь показывает, что широкое общественное обсуждение любой государственной программы позволяет дополнить ее дельными предложениями. А значит, и результаты реализации могут быть лучшими.
Владимир Напреев
БЕЛТА, 18 мая 2012
Кoличество переходов на страницу: 1046
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |