Поездка, по его словам, получилась весьма насыщенной. В интервью «Литеру» известный эксперт Казнета рассказал о том, на какие темы он спорил с оппозиционерами, какую пользу принесла ОБСЕ Казахстану и чем наша страна лучше Кыргызстана, Украины и Грузии. Шавкат Сабиров не обошел стороной самые горячие темы, которые обсуждаются в казахстанском сегменте Всемирной паутины. Все проблемы можно решить, но только нужно любить и уважать свое государство.
Президент Интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров ведет весьма активную деятельность: защищает «Центр тяжести» от рейдерства, принимает участие в конференциях ОБСЕ, помогает депутатам при разработке законов и умудряется в паузах заниматься бизнесом, о чем тут же спешит сообщить в «Твиттере». В плотном графике нашлось время и для интервью «Литеру».
______________________________
— Шавкат Умарович, вы ездили на обзорную конференцию ОБСЕ в Варшаву. Как впечатления?
— Впечатлений много. Именно на таких мероприятиях понимаешь, что ты представляешь не только свою отдельно взятую НПО, а целое государство. И то, о чем ты говоришь, должно быть важно и актуально. Нужно успеть за короткие две-три минуты высказать главную мысль. Это не просто «круглый стол» или междусобойчик, а на самом деле мероприятие международного масштаба. Ведь по эту сторону океана нет организации важнее ОБСЕ. И можно миллион раз спорить, устарела организация или нет, приносит ли она пользу или ее пора закрыть. Главное — система работает. Представители государств ОБСЕ направляют делегации, они встречаются, обсуждают актуальнейшие проблемы, говорят на злободневные темы. Мне, например, очень интересно было послушать мнения других стран в каких-то спорных моментах. Опять-таки, возможность высказаться получили все желающие: и госчиновники, и оппозиционеры, и представители неправительственных организаций. Правда, у меня сложилось впечатление, что многие приехали в Варшаву ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Просто какое-то безудержное желание критиковать все вокруг. Критика ради критики. Полное отсутствие аргументов, ноль конструктива. Если верить всему, что говорили, то мы живем не в Казахстане, а где-то в отсталой африканской республике. Я думаю, что и другие участники мероприятия сделали выводы из подобных выступлений.
— Вам, наверное, часто приходилось отвечать на вопрос, почему в Казахстане заблокирован доступ к ЖЖ и некоторым другим сайтам?
— Давайте начнем с того, что я сам против блокировки. Но в то же время я прекрасно понимаю, что государство таким образом отстаивает свои интересы в интернете. И так делают все — даже страны, которые принято считать эталонами демократии. Есть, например, такой сайт wikileaks.org, на котором опубликованы десятки тысяч материалов о войне в Ираке. Причем там — подлинные документы о преступлениях американцев, видеофайлы, официальные доклады. И это очень не нравится американскому правительству. Поэтому владельцу сайта пришлось два последних сервера перенести из США в Европу и самому переехать в Швецию. И никто ведь не устраивает истерики по поводу отсутствия свободы слова в Америке. Если я буду жить так, как и сейчас, не нарушая законов, то никто меня преследовать не станет и сайты не заблокирует. Я думаю, человек, который выкладывает в интернет контент, представляющий угрозу национальной безопасности, всякие прослушки, секретные сведения, должен понимать всю степень ответственности. Это конфликт интересов государства и оппозиции, мужчин и женщин, отцов и детей. Государство не может оставаться в стороне. Оно должно себя защищать всегда и везде, и в интернете в первую очередь.
Если государство не будет себя защищать, начнется полная анархия. Кому это нужно? В то же время государственная политика в области электронных СМИ должна быть гибче и политичнее. Например, новости на телеканалах, в газетах, в интернете и в информагентствах посвящены только государству. На экране — министры, акимы, депутаты. У нас нет желтой прессы, мы не обсуждаем жизнь звезд, не интересуемся культурой, мало уделяем внимания спорту. Такое ощущение, что государство финансирует исключительно те проекты, которые говорят только о госслужащих. Это неправильно. Государство должно развивать любой другой контент. Поэтому я вижу проблему не в том, что у нас зажимают оппозицию. Нет. Проблема в том, что государство говорит только о себе. Или в интернете, например, абсолютно нет казахского языка. Можно сколько угодно об этом говорить, но от этого мало что изменится. Сейчас мы работаем с Министерством культуры над этим. Готовится соответствующая программа. А ведь без среды, без общения язык не выучить.
— Есть эксперты, которые склоняются к тому, что такая организация, как ОБСЕ, уже не нужна: много слов и мало дела. Согласны?
— А без ОБСЕ уже никуда. Сегодня эта организация является мерилом демократии. В какой бы стране ни проходили выборы, люди ждут оценки ОБСЕ. При этом организация старается активно помогать и в разрешении конфликтов. Пример с Кыргызстаном показателен. Там произошел очередной переворот, и в кратчайшие сроки туда был направлен представитель ОБСЕ, причем поддержка со стороны ОБСЕ продолжается. Там находятся представитель, консультанты. От полицейских, правда, отказались. Получается, что ОБСЕ — это международный механизм, позволяющий оценить деятельность того или иного государства и подставить плечо, если понадобится. Конечно, заявления ОБСЕ по итогам выборов нравятся далеко не всем. Точно так же многих не устраивают решения Совета Безопасности ООН. Но без международных механизмов мы не проживем. Сегодня все понимают, что нужна серьезная интеграция, без этого никуда. А тот факт, что Казахстан возглавил организацию, дает возможность всему миру лучше узнать нас. В Варшаве нас пригласили в Центр восточных исследований, который собирает информацию для польского правительства и ведет мониторинг Востока. Мы спросили: а откуда, собственно, данные? Нам ответили: из интернета. И мне лично стало понятно, почему на Западе столько заблуждений насчет Казахстана. Приехать сюда, увидеть своими глазами, получить какие-то подлинные сведения — так никто делать не хочет. Потом нас спросили: какой ошибочный стереотип о Казахстане сегодня наиболее популярен на Западе. Как думаете, какой?
— Борат Сагдиев — журналист из Казахстана.
— Что-то в этом роде. Мне кажется, главная ошибка заключается в том, что Казахстан воспринимают отсталой страной. Теперь, когда мы возглавили ОБСЕ, многие увидели, что на самом деле у Казахстана достаточно своих профессионалов и у нас есть чему учиться. Для нас это возможность продемонстрировать свои человеческие и интеллектуальные ресурсы. В этом, на мой взгляд, большая польза для Казахстана. И я уверен, что после 2010 года уже никому в голову не придет снимать «Бората-2». Нас по-настоящему оценили. И мы поймем это не сегодня или завтра — через несколько лет, когда появится экономический эффект от нашей международной деятельности.
— Какой теме в Варшаве уделили особое внимание?
— Тем был много, причем самых разных. Я уже говорил — в дискуссиях звучали слабые аргументы. Вот, например, заявление о том, что Назарбаев уже 20 лет у власти — разве это демократично?
Ну так посмотрите, что за эти 20 лет произошло. Мы сегодня должны быть благодарны президенту, что Казахстан провел эти годы с таким результатом, что мы не превратились в Киргизию, охваченную революциями и погромами, избежали участи Украины, где из-за политической борьбы страдают простые люди, и не стали Грузией, затеявшей войну с Россией. 20 лет назад у нас были равные возможности. И мы по-разному прожили это время. Сейчас это понятно. И я, кстати, тоже выступил по этому поводу и честно сказал: а меня, например, устраивает наш президент! И почему мы сегодня должны ждать, что нас за это на Западе будут критиковать?
Мне вообще не нравится наша странная самооценка. Когда мы стоим рядом с гражданином Кыргызстана, нас так и распирает от гордости — вот какие мы умные и богатые. А на фоне европейцев и американцев мы словно в росте уменьшаемся — а вдруг нас будут ругать, ведь у нас не такая демократия, как у них, не так живем, не так пользуемся интернетом, в конце концов.
— Кстати, насчет интернета. Я думаю, многие согласятся, что мы не так им пользуемся. Весь мир с помощью интернета платит налоги, общается в режиме реального времени с высокопоставленными чиновниками, отслеживает работу госорганов. А мы — чтобы ходить на «Одноклассники».
— И мы можем на сайте «электронного правительства» платить налоги и обращаться к премьеру и государственным органам с разными предложениями. Только нужна электронно-цифровая подпись. Я тут загорелся идеей обзавестись этим «документом». Потратил два месяца, но подпись я так и не установил. Вот в этом, на мой взгляд, основная проблема. Ну и наш менталитет мешает. Не верят наши люди, что система уже работает, и продолжают ее критиковать. Единственная преграда — эта подпись. Хотя весь мир без нее обходится легко. Есть куча средств, с помощью которых можно быстро и безопасно авторизоваться. Кстати, жалобу любому из министров может написать любой желающий. И у них сейчас быть «онлайн» тоже очень модно. Планшетные компьютеры купили, смартфоны…
— Еще одно отличие нашего интернета от западного — нормативно-правовая база. Как вы оцениваете соблюдение прав в Казнете?
— Да, действительно, есть хороший европейский опыт, который нам бы не помешал. Например, в Нидерландах есть целая программа по противодействию ненависти в сети. При ОБСЕ есть такое направление. Нужно делиться информацией, изучать их опыт. Я ради этого и ездил в Варшаву. Также нам остро не хватает закона об электронной коммерции, чтобы мы могли узаконить сделки, совершаемые в интернете, придать им статус официальных.
Сегодня, например, можно купить авиабилет, не выходя из дома. Но, чтобы приложить к нему счет-фактуру для бухгалтерии, надо ехать в офис авиакомпании. Третий момент — в Казнете нет авторских прав, и это тоже необходимо регламентировать законодательно. Если оно не вмешается, то ситуация приведет к сплошному пиратству и хаосу. Ну и самый важный момент — это определение, что такое интернет-бизнес в Казахстане. Сегодня, чтобы заниматься бизнесом в Сети, нужно доменное имя, которое дается на год или два, нужен ресурс — железо, программное обеспечение и так далее, и третье — управляющая всем этим компания. Эти три составные части никак не определены и никем не оговорены. Сегодня мы пожинаем плоды этой неразберихи, которая привела к конфликту вокруг популярного форума «Центр тяжести». Управляющая компания намеревается забрать под себя и доменное имя, и оборудование (которое, кстати, находится в аренде), и программное обеспечение, имея на это сомнительные основания. Я приведу простой пример. У нас выстроены аналогичные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве. Интернет-ресурс — это наш дом, оборудование и программное обеспечение — наши квартиры, а управляющая компания — это КСК, который обслуживает дом. Дворник метет двор, сантехник чинит трубы, электрик меняет лампочки в подъезде. И вдруг КСК приходит к вам домой и на основании договора, заключенного на обслуживание дома, выселяет вас на улицу или предлагает поделить все имущество пополам: комнату и кухню — вам; балкон, ванную и прихожую — себе. Вот в «Центр тяжести» пришел председатель КСК. И суд встал на его сторону. Слава Аллаху, в реальной жизни КСК нас не выселяет. Но в интернете такое еще возможно. И все потому, что наши суды не знают, на какие законы опираться, принимая решения. Я с огромным уважением отношусь к нашему суду и к работе судей. Новая сфера бизнеса, новые условия, новые правовые взаимоотношения в интернете, и им просто не хватает информации. И если сегодня «Центр тяжести» отдадут управляющей компании или заставят поделить все пополам, то будет создан весьма опасный прецедент. Прецедент, который реально отразится на казахстанском сегменте интернета и его развитии.
— Очень многие говорят, что Казнет развивается крайне медленно и все больше отстает от Рунета. И при этом мы ничего не делаем, чтобы изменить ситуацию.
— Ситуация меняется, и я могу сейчас часа два перечислять недостатки казахстанского интернета, но зачем? Давайте говорить конструктивно. Ситуация такова, что мы на самом деле не владеем всей информацией о Казнете. Мы должны знать, сколько у нас активных и пассивных сайтов, сколько на казахском и русском языках, сколько на английском и на каких еще языках есть. В конце концов, где мы хостимся — в Казахстане, США, Алматы, Хьюстоне? Вот когда на руках будут все данные, можно делать выводы — в этом месяце мы приросли на столько-то процентов, в следующем сделали десять шагов назад и так далее. А пока можно только общими фразами охарактеризовать то, что происходит в Казнете. Поэтому я бы не стал все выставлять в негативном свете.
Сегодня у нас есть все необходимое: своя почта, свои поисковики, социальные сети, блог-платформы. Да, по популярности они проигрывают зарубежным аналогам, но они есть. Но мы развиваемся. Посмотрите, как популярна сегодня блог-платформа yvision!
— Как думаете, настанет ли момент, когда казахстанцы будут пользоваться в основном местными ресурсами, а не заграничными, как сейчас?
— А я не вижу проблемы в том, что мы пользуемся «Одноклассниками», Facebook и Google. Не надо из этого делать трагедию. В конце концов, по Конституции Казахстана каждый из нас имеет право выбирать, куда ему «ходить». Не проблема, что казахстанцы посещают российские интернет-ресурсы, а проблема, что владелец ресурса забирает контент, сервер и «уходит» из Казахстана.
Примечателен по этому поводу лозунг хостинга в АО «Казахтелеком» — «Вернись домой»! И многие уже вернулись, общаются на местных блог-площадках, активно пишут комментарии, обсуждают злободневные темы, знакомятся и влюбляются. Или, например, на содержание почтовой службы mail.kz расходуются большие деньги и прилагаются огромные усилия, чтобы обеспечить необходимую защиту и сервис. Да, у них небольшая доля рынка, но они работают профессионально. И я не думаю, что популярность mail.ru или gmail.com в Казахстане как-то оскорбляет нашу национальную гордость. Рынок все расставит по своим местам.
А наша задача — стремиться к лучшим образцам и делать так, чтобы внутренний казахстанский контент пользоваться спросом извне. И я уверен, что наступит день, когда мы будем знать только адрес интернет-портала «электронного правительства» и номер телефона, свободно общаться на казахском языке в интернете, покупать и продавать через интернет все услуги и товары, и свои «Одноклассники» у нас появятся. Нужно только любить и уважать свое государство! Просто любить и уважать…
Литер, 6 ноября 2010 г.
Михаил Козачков
Кoличество переходов на страницу: 1640
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |