Россия и Беларусь подписали в Москве 25 ноября ряд соглашений, которые в очередной раз с поразительной наглядностью продемонстрировали всему миру: для Москвы поставки газа и цены на него являются - во всяком случае, на постсоветском пространстве - не столько бизнесом, сколько политическим инструментом. Его открыто используют для того, чтобы решить те или иные поставленные руководством страны задачи. В данном случае их было, по меньшей мере, две: взять под полный контроль газотранспортную систему этой транзитной страны и простимулировать в ней евразийские интеграционные процессы. Иначе говоря, посильнее привязать к себе Минск.
Москва занесла ногу над граблями
В принципе, обе цели вполне отвечают и интересам европейцев. Если впредь труба, по которой предназначенный для стран Евросоюза газ идет по Беларуси, окажется полностью в руках "Газпрома", то надежность поставок от этого, скорее, возрастет. Если на части территории бывшего Советского Союза формируется единое таможенное и экономическое пространство, то это, по идее, открывает новые возможности для расширения взаимовыгодного сотрудничества со странами ЕС.
Однако если повнимательней присмотреться к нынешнему новому витку сближения России и Беларуси, то трудно отделаться от впечатления, что Москва занесла сейчас ногу над граблями примерно той же самой конструкции, на которые в свое время наступила еврозона в своих взаимоотношениях с Грецией. И что история, соответственно, может повториться.
Основная проблема - неконкурентоспособная экономика
Вспомним: Грецию приняли в еврозону буквально в последний момент перед введением евро в наличное обращение - и сделали это исключительно из политических соображений: чтобы обеспечить валютному союзу максимальную массовость. Хотя греческая экономика по своим параметрам до членства в этом клубе, задуманном как элитный, явно не дотягивала. Беларусь в союз двух сырьевых гигантов России и Казахстана вообще-то тоже не очень вписывается, ведь у нее совершенно иная экономическая структура, а потому и иные стратегические интересы. Но как-то неудобно заявлять об интеграционном проекте, в котором меньше трех участников.
Впрочем, основная проблема даже не в этом. Нынешняя трагедия Греции состоит ведь не столько в том, что она нахватала непомерно много кредитов, а в том, что у нее неконкурентоспособная экономика. Поэтому многие сомневаются, что даже после того, как грекам скостят половину долгов, они когда-либо смогут заработать столько денег, чтобы вернуть другую половину.
Нынешняя белорусская трагедия, внешне выражающаяся в обвальном падении курса национальной валюты, тоже состоит в международной неконкурентоспособности. Из-за этого импорт долго хронически превышал экспорт, что и довело страну до широкомасштабной девальвации. Мне уже доводилось высказывать мысль о том, что сама по себе девальвация не является абсолютным злом, поскольку дает отечественным производителям шанс увеличить выпуск продукции и пробиться с ней на внешний рынок. Но для этого нужна более или менее современная промышленность, способная производить востребованные товары.
Политики, не способные к реформам
Однако ни в Греции, ни в Беларуси правительства вовремя не озаботились созданием благоприятных рамочных условий для развития бизнеса и привлечения инвесторов с новейшими технологиями, в том числе иностранных. В Афинах у власти слишком долго находились (и в значительной мере все еще находятся) политики, которые привыкли задабривать избирателей популистскими мерами и не хотят, более того - не способны - проводить болезненные, но необходимые реформы. В вотчине Александра Лукашенко ситуация еще хуже.
Вместо того, чтобы заниматься такими сложными делами, как приватизация, модернизация, демонополизация, содействие развитию малого и среднего бизнеса, греческие политики предпочли брать деньги в долг и их проедать. По этому же пути идет сейчас и Беларусь. Еврооблигации она уже разместила, теперь получает миллиарды от Антикризисного фонда ЕврАзЭс, от Китая, от Сбербанка РФ, от России - под строительство у себя атомной электростанции…
Минск наращивает долговое бремя
В общем, Беларусь на глазах стремительно наращивает долговое бремя. Хочется верить, что в Москве это прекрасно понимают и руководствуются трезвым расчетом. Например, расчетом на то, что погрязшему в долгах заемщику рано или поздно ничего иного не останется, как расплачиваться акциями наиболее привлекательных белорусских предприятий. Тут, правда, еще очень важно не ошибиться в подлинной стоимости этих активов.
Если же Москва руководствуется не столько прагматическими соображениями, сколько геополитическими мечтаниями и ностальгией по Советскому Союзу, то нынешнее щедрое финансирование режима Лукашенко уже через пару лет может очень дорого обойтись российскому налогоплательщику. Ведь кредитный рейтинг у Беларуси - "мусорный", а прогноз рейтинга - негативный. Наученные горьким опытом Греции, мы теперь прекрасно знаем, что все это означает.
Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle
Редактор: Юлия Сеткова
25 ноября 2011
Кoличество переходов на страницу: 762
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |