- Аналогичная ситуация в 1991 году поспособствовала развалу Советского Союза. Это ведь был валютный кризис, вызванный отсутствием решимости у Михаила Сергеевича Горбачева и политического руководства СССР девальвировать советский рубль. Если бы это произошло вовремя, мы, возможно, по-прежнему, жили бы сейчас в Советском Союзе. И это не шутка, - говорит Андрей Илларионов.
В мае 1998 года аналогичный валютный кризис, по словам эксперта, привел к отставке индонезийского президента Мухаммеда Сухарто и одновременному падению его политического режима, который держался с 1965 года. Столкновения и беспорядки на улицах Джакарты и других городов привели к гибели 3 тысяч человек, разграблению офисов, банков, магазинов.
- Если белорусское руководство окажется настолько же негибким, как Михаил Сергеевич в конце 1991 года, то нельзя исключить, что последствия могут оказаться подобными тому, что произошло в СССР в 1991 году и в Индонезии в 1998-м, - подчеркивает Андрей Илларионов.
Впрочем, все, по мнению эксперта, зависит от масштабов. Андрей Илларионов напоминает, что в 1998 году в России мощный экономический кризис едва не перерос в политический. Это привело к отставке правительства и руководства Центрального банка, а Борис Ельцин с большим трудом, но все же удержался у власти.
«Но расплачиваться будут белорусские граждане»
Валютно-финансовую ситуацию, в которой находится сейчас Беларусь, в беседе с журналистами во время I Форума либеральной молодежи стран «Восточного партнерства» в Минске, Андрей Илларионов назвал классической, каких насчитывается десятки в истории человечества. В то же время решение этой проблемы эксперт считает элементарным.
- Девальвация позволяет сразу избавиться и от множественности курсов, и от отсутствия валютных резервов, обеспечить и восстановление экономического роста, и независимое поведение на внешней арене, - такова рекомендация бывшего советника российского президента белорусскому руководству.
По его мнению, сохранение текущего курса даже в том случае, если Беларусь получит дополнительные средства от России, эту проблему не решает, а лишь оттягивает на некоторое время, пишет "Завтра твоей страны".
- Девальвация все равно произойдет, только в гораздо более неблагоприятных условиях: и экономических, и политических, причем, с потерей ресурсов, - утверждает Андрей Илларионов и вновь приводит в качестве примера Россию, где в 1998 году был почти фиксированный валютный коридор:
- Для того, чтобы поддержать этот курс, за первые шесть месяцев 1998 года Россия набрала около 25 млрд. долларов кредитов. Но проблема никуда не делась, рубль надо было девальвировать. МФВ выделил еще 24 млрд. долларов. Первый транш «вспыхнул, как порох» и исчез. У вас ситуация аналогичная.
Проводить девальвацию сейчас или тогда, когда станет совсем худо, это, по словам эксперта, выбор белорусского руководства, «но расплачиваться за его ошибки и все полученные кредиты будут белорусские граждане».
МЫ, 10 апреля 2011
Кoличество переходов на страницу: 1123
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |