Поддержать инициативных представителей государства и частного сектора намерены и власти. Так, ожидается, что в ближайшем будущем в стране будет принята необходимая законодательная база, хотя ее появление неоднократно анонсировалось в прошлом году. Тем не менее, уверяют международные эксперты, что называется, собаку съевшие на претворении партнерства в жизнь, в случае с принятием нормативного акта лучше не спешить. В качестве примеров, когда фактическое отличалось от желаемого из-за недодуманности, приводят Украину и Кыргызстан. В первой — законодательство готовилось три года, еще два не принималось из-за постоянных отправок на доработку. В Кыргызстане и вовсе поправки в действующий документ принимались целых пять лет!
По наблюдениям экспертов, новые исправления и создание новых нормативных и законодательных актов сводит на нет потраченные ранее годы и грозит отставанием от рынка на 8—10 лет. К тому же зарубежные партнеры за время устранения разногласий, а потом еще и наверстывания упущенного теряют интерес к проектам в этом регионе. Да и уровень доверия к властям падает.
Вызовет ли вопросы белорусский вариант видения принципов государственно-частного партнерства, который соответствует лучшим мировым практикам на 81,5 % (лучшего показателя нет ни в одной из стран СНГ), узнаем после рассмотрения его на весенней сессии в первом чтении в Палате представителей Национального собрания.
Ожидается, что законопроект серьезно повлияет на повышение инвестиционной привлекательности экономики Беларуси, ведь с момента его подписания и государство, и инвесторы будут под защитой «именного» закона. Чтобы его нормы не противоречили существующей практике, в стадии подготовки находится пакет поправок в большое количество действующих нормативно-правовых актов.
Их проекты изложены в презентациях и приложениях и размещены в свободном доступе на сайте Минэкономики. Так, заинтересованные и неравнодушные могут не только ознакомиться с документами, но и внести свои замечания и предложения.
Однако мало принять документ, необходимо, чтобы его исполнители понимали, о чем идет речь, и были готовы объяснять нюансы заинтересованным. Подготовка кадров ведется согласно проекту международной технической помощи по укреплению национального потенциала в области применения механизмов ГЧП.
Осуществляет его Минэкономики совместно с ЕС, ЕЭК и ПРООН. Кстати, в белорусском ведомстве уже проводится конкурс на должность руководителя Национального центра государственно-частного партнерства. Рассматриваются также кандидатуры его будущих ведущих специалистов, которые должны обладать высокой квалификацией, опытом. Ведь, по сути, на «плечи» созданного в структуре Минэкономики центра ляжет вся работа по развитию ГЧП в Беларуси. Отобранные специалисты пройдут обучение в лучших аналогичных центрах в Европе, а также в центре в Женеве, созданном при Департаменте по развитию партнерства Еврокомиссии. Чуть позже ряды «знатоков» пополнят представители от каждого министерства, ответственного за развитие инфраструктуры в стране, Минфина, Госкомитета по имуществу, Банка развития. На помощь им и, возможно, в коллеги придут выпускники магистратуры Академии управления при Президенте, отучившиеся по специальности «управление инвестиционными проектами в государственно-частном партнерстве».
Они и составят костяк национальных координаторов, которые будут находит баланс государственных и частных интересов.
Мария Друк
Рэспубліка, 31 января 2014
Кoличество переходов на страницу: 970
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |