https://www.kurs.kz/ - Курсы валют в обменных пунктах г. Алматы и других городах Казахстана
 


 





Найти
 
 


Беларусь собирается «вскочить» на подножку разгоняющегося «нанопоезда»


Подготовьте свой багаж

Сегодня о нанотехнологиях много говорят. Что в этом информационном потоке правда, а что — нет, разобраться непросто. Видимо, это вызывает у части аудитории скепсис по поводу блестящего будущего, которое пророчат отрасли. Однако ученые не сомневаются, что это время уже не за горами. Пока неясно, какие товары станут символами новой индустрии. Но уже сегодня ряд стран вкладывают немалые средства, чтобы по первому сигналу броситься на завоевание своей доли рынка. И у Беларуси есть все шансы, чтобы оказаться в числе первооткрывателей, считают эксперты.

Дело в том, что при смене технологических укладов открывается некое «окно» возможностей, позволяющих сделать резкий скачок вверх. В последний раз это случилось с такими странами, как Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, которые за каких-то пару десятков лет сумели вырваться из отстающих в лидеры. Исследования убедительно доказывают, что в следующем технологическом цикле одну из первых «скрипок» будут играть именно нанотехнологии.

«Это вполне разумное и обоснованное направление, потому что вся природная среда, которая нас окружает, формируется по принципу «нано-», — объясняет заместитель председателя президиума НАН Беларуси Сергей Чижик. — Это принцип развития снизу вверх, начиная с атомов и молекул». И весь этот процесс происходит без излишних затрат энергии и материалов. Простой пример: приход весны, когда фактически из ничего на деревьях появляется огромное количество зеленой листвы. Переход к новому технологическому укладу назрел, ведь очевидно, что даже самые успешные отрасли начинают исчерпывать свой потенциал. Традиционные производства, как правило, имеют высокую материало- и энергоемкость, связаны с использованием невозобновляемых ресурсов.

«Беларусь обладает хорошим интеллектуальным потенциалом, и нам нужно обратить внимание на создание такого продукта, который бы имел высокую добавленную стоимость, а цена за один килограмм измерялась бы десятками тысяч долларов», — подчеркивает ученый. Это точное приборостроение, фармацевтика, а также наноиндустрия. Что касается последней, то сейчас специалистам предстоит очертить круг участников рынка. Государство окажет поддержку и в создании инфраструктуры для отрасли, а она довольно специфическая. Например, помещения должны быть чистыми, как при выпуске электроники, иметь вибрационную защиту и ряд других характеристик. Кроме того, потребуется высокоточный инструмент, чтобы эти самые наночастицы увидеть и измерить.

Тот процесс, который сегодня связан с нанотехнологиями, можно, скорее, назвать подготовкой к основному действию. Эксперты говорят, что мы накапливаем количественный потенциал, но он еще не перешел в качество. Собственно, таков на нынешнем этапе и общемировой тренд. Выручка, которую получили в 2011 году немногочисленные белорусские организации, занятые выпуском нанопродукции, исчисляется $ 15 млн. Это небольшая сумма, но ее можно считать некой точкой опоры для зарождающейся индустрии. Кроме того, эксперты проанализировали научно-технический потенциал в стране и выявили 27 разработок, которые имеют коммерческий потенциал. «Это предпосылки, которые позволяют нам говорить о том, что мы можем формировать эту отрасль. Подчеркну, что речь идет об индустрии, а не о науке», — заметил начальник Управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрий Крупский. Со стороны науки первым сигналом к развитию новой отрасли стало открытие молекул фуллеренов в начале 1980-х. С тех пор в мире создано около полутора тысяч компаний, работающих на этом рынке, прежде всего в США. По оценкам Дмитрия Крупского, пройдет максимум 5—7 лет, и мы станем свидетелями появления символов новой индустрии. Точно так же, как символами IT-отрасли стали компьютеры, Интернет, программное обеспечение.

В какой-то степени уже можно говорить о нанотоварах-символах, добавляет Сергей Чижик. Например, микросхемы в электронике уже имеют наноразмер. Без этого было бы невозможно соединить в одном небольшом устройстве и мобильный телефон, и компьютер. По этому пути идет и фармацевтика, разрабатывая лекарства со строго дозированным составом веществ, которые благодаря наночастицам адресно попадают к источнику проблем в организме. Белорусские ученые совместно с зарубежными коллегами занимаются исследованиями в сельском хозяйстве. В частности, если семена обработать наночастицами, то урожайность многократно вырастает, заметил ученый. Разобраться в вопросе, какое направление наноиндустрии окажется наиболее перспективным, помогут научные открытия, которые ожидаются уже совсем скоро.

А пока они не состоялись, в Беларуси полным ходом идет подготовка кадрового потенциала. Сегодня в республике насчитывается 870 специалистов, так или иначе связанных с нанотехнологиями. Ведущие белорусские вузы уже открыли у себя соответствующие специальности, но проблема в том, что пока выпускникам просто негде устраиваться на работу. В этом учебном году количество первокурсников резко выросло — до 1650 молодых людей, которые в 2017 году покинут стены альма-матер готовыми специалистами в области нанотехнологий. Связующим звеном между высшей школой и организациями отрасли может стать недавно созданная Ассоциация наноиндустрии. Во всяком случае, необходимо создать кадровый задел для работы на этом рынке. «Практика показывает, что чем больше людей обладает определенной специальностью, тем шире круг потенциальных предпринимателей в этой сфере», — заметил Дмитрий Крупский. Например, если бы в свое время в Минске не был создан радиотехнический институт, один из пяти математических центров в Союзе, вряд ли сегодня мы бы имели такую развитую IT-индустрию. На пустом месте очень трудно сделать резкий рывок, подытоживает эксперт.

Татьяна Козлова
Рэспубліка, 13 марта 2013



 

Кoличество переходов на страницу: 967


Комментарии