Главные события - два заседания глав государств и правительств под председательством Владимира Путина, неформальный деловой завтрак и встреча Делового клуба в составе более 500 бизнесменов с участием российского президента - состоятся 7-9 сентября. Путин уже прилетел во Владивосток.
Расширение экономического присутствия в ключевом для глобального развития Азиатско-Тихоокеанском регионе - важнейшая задача России, но ее реализация сталкивается с серьезными объективными трудностями, указывают аналитики.
Без политики
"АТЭС изначально задумывался как форум для обсуждения экономических проблем. И именно на этом мы как страна-хозяйка, принимающая сторона, намерены тоже сосредоточить свое внимание - именно на проблемах экономического, социально-экономического характера.
Мы намерены сосредоточиться на проблемах либерализации мировой экономики, на транспорте, на продовольственной безопасности человечества ", - сказал Путин в интервью телеканалу "Russia Today".
По словам Путина, Сирия, Иран и проблема ПРО обсуждаться не будут.
Из пресс-релиза, распространенного накануне саммита помощником президента по международным делам Юрием Ушаковым, вытекает, что принятия конкретных обязывающих решений главами государств не ожидается.
"Новых подходов и идей не будет озвучено, - заявил Русской службе ВВС руководитель центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев. - Это еще одна возможность встретиться, обменяться мнениями, сверить часы. Такие встречи нужны".
"Ждать сенсаций было бы наивно. Все саммиты АТЭС носят декларативный характер. Так же, как на встречах "восьмерки" и "двадцатки", конкретные решения принимаются крайне редко. Идет обсуждение и сопоставление позиций, выявление противоречий, выработка общих подходов, создается необходимая связующая ткань", - считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.
География и демография
Комментируя по просьбе Русской службы Би-би-си отказ Владимира Путина от участия в недавнем тегеранском саммите Движения неприсоединения, президент аналитического фонда "Евразия" Андрей Кортунов заметил, что "среди международных организаций Россия выбирает функциональные и важные для себя", и упомянул среди них АТЭС.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточено свыше половины глобального производства и торговли, и находятся три крупнейшие экономики мира.
Географически, Россия - страна и европейская, и дальневосточная. Стремление активно участвовать в жизни региона и получать выгоды от его развития понятно и закономерно.
Главную трудность создает демография. Львиная доля населения и, соответственно, экономического потенциала России сконцентрированы в ее европейской части.
"Проблема состоит в том, что дальневосточные регионы обезлюдели", - указывает Борис Шмелев.
По мнению профессора Института стран Азии и Африки при МГУ Вили Гельбраса, переориентация России на Восток - "это разговоры".
"Российская элита жестко завязана на Запад. Большая часть населения и экономического потенциала сконцентрирована в европейской части страны и тоже ориентирована на Запад. Как все это можно изменить?" - спрашивает ученый.
Как отметил Путин в интервью Russia Today, более 50% внешнего товарооборота РФ приходится на Европу, и только 24% на Азию.
"Укрепление позиций России в Азии теснейшим образом связано с развитием производительных сил. Нужно строить предприятия на основе современных технологий путем привлечения инвесторов из Китая, Японии, Южной Кореи, возможно, США", - считает Борис Шмелев.
Однако сказать такое легче, чем сделать. Китайцы охотно экспортируют в Россию своих рабочих, но если и готовы вкладывать деньги, то в добычу сырья, лесозаготовки и сельское хозяйство, то есть в отрасли, нужные им самым. На пути развития сотрудничества с Японией стоит "проблема Курил". США предпочитают инвестировать в тот же Китай, Тайвань, Филиппины и Малайзию, где имеются многочисленные и дешевые трудовые ресурсы, чем Россия похвалиться не может.
Автомобильные заводы и другие предприятия, ориентированные на внутренний российский рынок, иностранные инвесторы предпочитают создавать в европейской части страны, где находится основная масса потенциальных потребителей.
По мнению Андрея Суздальцева, не следует бояться притока в Россию китайцев.
"Труд внешних мигрантов широко использовался для развития Дальнего Востока еще при царе, это не новость", - напоминает он.
При этом эксперт указывает, что за последние 20 лет регион покинули около двух миллионов коренных жителей, главным образом, из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы. Получается замкнутый круг: экономика не развивается из-за нехватки людей, а люди уезжают из-за отсутствия экономических перспектив.
"Это очень сложная проблема, которая требует комплексного подхода", - признает Борис Шмелев.
"Нужна масштабная государственная программа развития Сибири и Дальнего Востока", - конкретизирует Виля Гельбрас.
Однако денег на такую программу в бюджете нет, к тому же эффективность государственных капиталовложений сомнительна. По мнению многих наблюдателей, Нажать Государственная корпорация по развитию Сибири и Дальнего Востока, создание которой обсуждалось минувшей весной, стала бы лишь еще одним орудием "распила", и тому, что идея оказалась под сукном, следует, скорее, радоваться.
К тому же до конца не ясно, какую, собственно, экономику строить на Дальнем Востоке.
Реально, Россия может заинтересовать партнеров только энергоносителями, рудой и лесом. Однако журнал "Коммерсант-Власть" цитирует некий конфиденциальный документ, подготовленный правительственными экспертами в конце 2010 года, где говорится, что "страна не может себе позволить играть унизительную роль сырьевого придатка Азии", при этом недоумевая, почему Москва соглашается на роль сырьевого придатка Европы, а в Азии находит ее зазорной.
"Позиция "европейской державы в Азии", смотрящей на страны вроде Китая и Индии с позиций "старшего брата", уходит корнями во времена СССР и в настоящее время является не более чем самообманом, - пишет издание. - Превратиться в сырьевой придаток азиатов - слабоватая мечта для великого народа с великой историей, скажет кто-то. Может, и так. Только если мы не научимся зарабатывать в Азии на продаже сырья, российское присутствие там скоро может стать частью этой великой истории".
Одна корпорация Samsung имеет больше международных патентов, чем вся Россия. Инвестиции в инновационные производства в Китае превосходят российские в 40 раз. Уровень поставок из России в китайском импорте снизился с 16,5% в 1995 году до 3,4% в 2011 году. Каждый из четырех крупнейших банков КНР располагает активами, превышающими годовой ВВП Российской Федерации.
Надежды на превращение Сибири в "транспортный мост" между Европой и Азией также пока выглядят необоснованными. Мощность Транссиба и БАМа составляет около 80 миллионов тонн в год, еще пять миллионов тонн приходятся на Северный морской путь, при этом они на восемьдесят с лишним процентов заняты перевозкой российских грузов.
Мосты и шатры
"За неимением лучшего Россия может предложить своим партнерам только "национальную идею" своего правящего класса - роскошь", - пишет "Коммерсант-Власть".
Владивостокский саммит АТЭС – 24-й по счету и самый дорогой в истории.
Прошлогодний саммит в Гонолулу обошелся в 28 миллионов долларов, саммит Иокогаме в 2010 году – в 277 миллионов, саммит в Сингапуре в 2009 году - в 71,8 миллиона, российский – 21,5 миллиарда долларов (699,1 млрд рублей)
Чиновники говорят, что нельзя сравнивать несопоставимые вещи: в упомянутых городах вся инфраструктура имелась в готовом виде, а во Владивостоке ее пришлось строить заново, при этом здания, мосты и дороги послужат городу в дальнейшем.
Действительно, ни один саммит АТЭС за последние 10 лет не проводился в специально построенном для него новом помещении.
"В любом случае вложенные средства не пропадут", - заявил в 2007 году Владимир Путин.
Однако эффективность использования средств вызывает в обществе сомнения.
Новый комплекс Дальневосточного федерального университета на острове Русский, сметная стоимость которого составляла изначально 41,7 миллиарда рублей, в итоге обошелся в 70 миллиардов.
Цена строительства самого большого в мире вантового моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный составила 32,5 миллиарда рублей, другого моста - через бухту Золотой Рог – 16,1 миллиардов рублей. После торжественного открытия, которое провел премьер Дмитрий Медведев, его на другой день пришлось снова закрыть из-за недоделок.
С идеей провести во Владивостоке саммит АТЭС официально выступил в 2007 году тогдашний губернатор Приморья Сергей Дарькин, однако, по словам профессора Дальневосточного университета Михаила Терского, мысль витала в головах краевых чиновников, как минимум, с 2002 года.
Как утверждают российские СМИ, Дарькин поставил перед Владимиром Путиным вопрос о неразвитости инфраструктуры Владивостока и предложил организовать в городе какое-нибудь крупное международное мероприятие, чтобы таким образом убить двух зайцев.
Работа шла непросто. За пять лет в дирекции министерства регионального развития по подготовке Владивостока к саммиту сменились пять начальников. Министерство обороны отказывалось передавать земли для строительства, так что потребовалось вмешательство тогдашнего президента Дмитрия Медведева. После начала глобального финансового кризиса обсуждалась возможность в целях экономии перенести мероприятие в Санкт-Петербург.
По мнению наблюдателей, верх взяли политические соображения. Иностранным лидерам уже разослали приглашения во Владивосток, и Россия, изменив место встречи, расписалась бы в несостоятельности.
По Владивостоку гуляла фраза, приписываемая крупному местному чиновнику: "Даже если атакуют террористы или высадятся марсиане, мы все равно проведем этот саммит. Поставим шатры - и проведем. Потому что для России это геополитическая задача".
К счастью, хотя бы шатры ставить не пришлось.
Артем Кречетников, Москва
ВВС, 6 сентября 2012
Кoличество переходов на страницу: 989
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |