17 декабря 2010 года в провинциальном тунисском городе Сиди-Бузид молодой торговец овощами Мухаммед Буазизи совершил акт самосожжения. Причиной стал конфликт с местными властями. Не прошло и месяца, как президент Бен Али, режим которого много лет казался всемогущим, тайно бежал из страны. Тоталитарный режим пал, но что придет ему на смену?
Вся государственная система - картонный фасад
Трагическая смерть Мухаммеда Буазизи вызвала очаги возмущения. Пока на улицы выходили сотни и тысячи, да и то где-то в провинции, Бен Али приказывал стрелять в демонстрантов. Десятилетиями он лепил свой образ всесильного диктатора и, похоже, сам в него уверовал. Но вездесущая коррупция и произвол властей образовали гремучую смесь. Страна была похожа на скороварку, которую перегрели, вспоминает один из демонстрантов.
Когда пожар охватил столицу и на улицы стали выходить десятки и сотни тысяч, Бен Али струсил. 13 января он выступил с покаянной речью по телевизору и обещал больше не стрелять в народ и отменить цензуру в интернете. Но ему уже никто не верил. Бен Али всем смертельно надоел. Что произошло в следующие сутки, можно только догадываться. Возможно, президента предали его ближайшие подручные. Во всяком случае, клан Бен Али на двух самолетах бежал в Саудовскую Аравию.
Если бы мы знали, что вся система - не более чем картонный фасад, который упал, стоило его слегка расшатать, мы бы решились выступить гораздо раньше, говорит компьютерщик Скандер. И действительно, отдельные восстания в Тунисе бывали и раньше, но спецназу удавалось их подавить на месте. Но на этот раз огромную роль сыграли социальные сети. Сколько бы пропаганды ни распространяло подконтрольное государству телевидение, люди узнавали новости о восстании через интернет и мобильную связь.
Незаменимый лидер нации оказался вором
Только после бегства Бен Али тунисцы узнали о том, какое огромное состояние сумел наворовать президент за годы своего правления. Его состояние оценивалось в десять миллиардов евро. Он так торопился сбежать, что оставил в одном из своих дворцов целые штабеля наличных долларов и евро, огромное количество золота и драгоценностей.
Сейчас все счета бывшего президента и его клана, которые удалось обнаружить, заморожены. Против Бен Али выдан международный ордер на арест. Как долго еще власти Саудовской Аравии будут терпеть пребывание преступника. В Тунисе он заочно приговорен к более чем 50 годам заключения.
Прогнать диктатора - только начало
Тунис открыл путь. Следом начались революции в других арабских странах. Египет, Ливия, Йемен - во всех этих странах восставшие свергли правителей, установивших режимы "республиканской диктатуры". Во всех для декорации проводились выборы, но исход их был предрешен. Самой печальной стала судьба ливийского диктатора Муамара Каддафи - его линчевали повстанцы.
Теперь на очереди Сирия. Диктатор Башар аль-Асад пытается утопить восстание в крови. В Сирии, по данным ООН, погибли уже более 5000 мирных жителей. Но режим Асада теряет поддержку. Лига арабских государств ввела экономические санкции против Сирии и даже грозит скорым вторжением, если кровопролитие не прекратится. И даже Россия, долгое время блокировавшая резолюцию против Сирии в Совете безопасности ООН, пересматривает свою позицию.
Каждая революция - это знак вопроса
В октябре этого года в Тунисе состоялись первые свободные выборы в Национальную учредительную ассамблею. Она должна подготовить проект новой Конституции страны. 40 процентов голосов на выборах получила умеренная исламистская пария "Эннахда" (Возрождение). Во времена Бен Али она была запрещена. Эта победа говорит не столько о силе исламистов, сколько о раздробленности светской демократической оппозиции. У всех была одна цель - выгнать напрочь оторвавшегося от реальности диктатора. Как только режим пал, начался разброд.
"Эннахда" сформировала правительство во главе с премьер-министром Хамади Джебали. Президентом Туниса стал представитель левой партии "Республиканский конгресс" Монсеф Марзуки. Исламисты сразу же заявили, что будут проводить курс на создание в Тунисе демократии, основанной на ценностях ислама. Эксперты интерпретируют это так: Тунис на перепутье. Демократия или новый халифат?
Тунис был первым. Но и в Египте, если верить прогнозам, к власти после революции придут не молодые, демократически настроенные активисты интернета, а "Братья-мусульмане". Какой режим установится в Ливии, с ее кланово-племенной структурой, никто предсказать не берется. Революции в этих странах свершились, но они не завершены.
Автор: Сара Мерш, Анне Альмелинг, Александр Варкентин
Редактор: Сергей Гуща
Deutsche Welle, 17 декабря 2011
Кoличество переходов на страницу: 792
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |