Ситуация в Греции поставила на повестку дня невообразимый до сих пор вопрос о возможном выходе этой страны из системы единой европейской валюты.
Впервые вопрос о выходе европейской страны из еврозоны и возвращения к национальной валюте открыто обсуждается среди 27 членов Европейского союза.
Однако какие формы должен иметь механизм отказа от евро?
Если Греция объявит суверенный дефолт, неизбежным станет так называемый "ядерный вариант" - возвращение к национальной валюте, которая, возможно, будет называться новой драхмой, и курс которой будет определяться законами спроса и предложения.
В данном случае предложение будет явно превышать спрос.
"Новая валюта будет сразу очень резко девальвирована, а инфляция подскочит до потолка, - считает экономист Питер Диксон из немецкого Commerzbank. - Уровень жизни снизится, по крайней мере на первом этапе".
Перед населением встанет множество практических проблем - все существующие ипотечные займы будут деноминированы. Будут введены ограничения на вывоз валюты, чтобы предотвратить бегство денег из страны, как это было сделано в Малайзии в 1998 году на пике азиатского финансового кризиса.
Активы греческих банков, а также иностранных банков, которые инвестировали в греческие казначейские облигации, также будут девальвированы. И такие банки не смогут более производить заимствования в коммерческом секторе.
Практически страна окажется в ситуации, когда ни граждане, ни предприниматели не смогут заимствовать деньги, все товары будут очень дорогими, а покупательная способность населения резко снизится.
Уроки прошлого
Существует мнение, что подобный механизм дефолта в его классическом варианте приводит к быстрому росту экономики.
Очень часто в качестве примера такого развития событий приводится Аргентина. Однако лауреат Нобелевской премии, американский экономист Пол Кругман считает такое сравнение неточным.
Аргентина, национальная валюта которой - песо - была привязана к американскому доллару, объявила суверенный дефолт по задолженности в размере 102 млрд долларов в результате финансового кризиса 2001-2002 гг.
В 2005 году страна убедила 76% своих кредиторов пойти на девальвацию принадлежащих им аргентинских активов почти на две трети.
Но и Аргентине пришлось пережить несколько лет экономических неурядиц и падения уровня жизни. Однако ее положение было легче из-за того, что она сохранила контроль над национальной валютой.
Однако экономист Питер Диксон считает, что более верной аналогией тому, что может произойти с Грецией, является история чехословацкой кроны.
В феврале 1993 года в результате "бархатного развода" между Чехией и Словакией крона была разделена на отдельные валюты - чешскую и словацкую кроны. Словакия перешла на евро в 2009 году, а Чехия до сих пор пользуется кроной.
В этих двух странах переход на новые валюты происходил довольно безболезненно, но занял длительное время. Но у чехов и словаков это время было. У греков его не будет.
Механизма выхода нет
Проблема состоит в том, что механизма выхода из еврозоны и отказа от евро просто не существует.
Когда европейские лидеры принимали в 1999 году основные положения договоренностей, которые привели к созданию единой европейской валюты, они не задумывались над такой возможностью.
"Существующие документы свидетельствуют, что договор о создании еврозоны не предусматривает выхода из нее без выхода из ЕС", - подтвердила представитель ЕС в четверг.
Речь идет о Маастрихтском договоре 1992 года, который привел к созданию еврозоны, и о Лиссабонском договоре 2007 года.
В соответствии со статьей 50 Лиссабонского договора, который заменил собой Маастрихтский, Греция может отказаться от евро только путем выхода из Европейского союза.
Сделать это не так трудно - страна, решившаяся на это, должна уведомить Европейский совет, то есть глав стран-членов союза, о своем намерении.
Затем совет принимает решение об условиях выхода квалифицированным большинством голосов.
Но даже в таком случае это не станет концом света для Греции. Исландия, Лихтенштейн и Норвегия не являются членами ЕС, а входят в Европейскую экономическую зону, что предоставляет им доступ к единому европейскому рынку.
Швейцария не входит в эту организацию, но при этом прекрасно торгует со своими европейскими партнерами.
Возвращаясь к ситуации с Грецией, вопрос сейчас, по мнению экономиста Питера Диксона, ставится так - не станет ли пациенту хуже от лечения, чем сейчас, в разгар болезни?
Такое развитие событий ставит и другие вопросы. Что станет с другими европейскими странами, переживающими долговой кризис?
Не выстроятся ли они в очередь на выход из еврозоны? Увидим ли мы новую лиру, новое эскудо и новый фунт, которые могут заменить евро в Италии, Испании и Ирландии?
Кабир Чиббер
ВВС, 4 ноября 2011
Кoличество переходов на страницу: 863
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |