Гунтрам Вольфф (Guntram Wolff) - экономист, заместитель директора брюссельского аналитического центра Bruegel. Он считает, что банковский кризис в Испании может вызвать эффект домино и отразиться на других странах еврозоны. Однако пока ситуация еще не совсем безнадежна, подчеркивает Гунтрам Вольфф в интервью DW.
DW: В СМИ появляются сообщения о том, что канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) принуждает правительство Испании воспользоваться помощью Европейского фонда финансовой стабильности (ESFS). Это было бы разумным выходом для Испании?
Гунтрам Вольфф: Банковская система Испании испытывает серьезные трудности. На балансе банков много "гнилых" кредитов. Если суммы обозримые, Испания не нуждается в помощи. Но точных данных нет. Если потери значительно выше, то без помощи ESFS не обойтись. И, конечно, вполне разумно привлечь в страну европейских экспертов, чтобы процесс стал более прозрачным и объективным.
- Эксперты полагают, что для помощи Испании потребуется значительная сумма. Это довод в пользу европейского стабфонда. Выходит, Ангела Меркель права, усиливая нажим на Испанию?
- Меркель абсолютно права: мы стали свидетелями настоящей драмы, скажем так, испанской трагедии. Мощная экономика Испании в силу различных причин не справилась с банковским кризисом. Хотя у правительства были для этого все возможности. В результате мы потеряли доверие к руководству страны и ко всей испанской системе. Хорошо, что Ангела Меркель говорит о том, что мы не можем оставаться в стороне, иначе испанская проблема рано или поздно станет и немецкой.
- Но правительство Испании предпочитает, чтобы европейская помощь напрямую поступала в банки, минуя правительство. Что вообще-то, согласно правилам ЕС, недопустимо. Почему государство в данном случае пытается самоустраниться?
- Потому что существует страх: если Испания получит финансовую помощь от Европы, это может негативно отразиться на ее репутации. У страны могут возникнуть проблемы при получении займов, необходимых для преодоления бюджетного дефицита. Для Испании было бы лучше, если бы банки получили помощь напрямую. Проблема лишь в том, что нужны четкие правила, регулирующие степень ответственности.
Не может ведь Германия и другие партнеры по ЕС предоставлять кредиты банкам, не имея возможности контролировать эти финансовые институты. Поэтому страны и договорились о создании Европейского фонда финансовой стабильности: кредиты предоставляются правительствам при условии, что они установят надзор за банками. Сейчас идет большая дискуссия о так называемом "банковском союзе". Ее смысл в том, чтобы напрямую поддерживать банки, но при надзоре со стороны ЕС. Без контроля не может быть и помощи.
- Но именно контроля со стороны Европы испанцы и боятся…
- Верно. Назовите мне страну, которая охотно готова поступиться частью суверенитета и допустить внешний контроль?
- Не только Ангела Меркель опасается за судьбу евро из-за испанского кризиса, но и многие эксперты обеспокоены тем, что финансовый кризис может усугубиться, и европейская экономика окажется на краю пропасти. Обоснованы ли эти страхи?
- Ситуация довольно критическая. Существует риск того, что Греция покинет еврозону. Если это произойдет, эффекта домино не избежать. Начнется еще более массивное бегство капитала из других стран и тогда трудно будет сохранить еврозону. Пока у нас в распоряжении имеются инструменты безопасности, но риск возрастает. Если ситуация в Испании выйдет из-под контроля, это немедленно повлияет на всю еврозону. Поэтому необходимо действовать активно и решительно.
- Правительство Испании заявляет, что контролирует ситуацию. Но звучит это не очень убедительно. Что, на ваш взгляд, должен сделать Мадрид, чтобы успокоить рынки и стабилизировать политическую ситуацию в Испании?
Рынкам нужны ясные сигналы. Нужно оценить масштаб проблем, о которых мы говорим. Процесс должен быть более открытым. Надо допустить в страну экспертов извне и опубликовать все данные.
- А разве до сих пор этого не произошло?
- Испанцы публикуют отчеты. Но потом происходят определенные события, и эти отчеты приходится корректировать. Теперь уже и остальным показателям доверия нет. Поэтому имело бы смысл подключить к этому процессу институты извне, вызывающие доверие. Европейский центральный банк (ЕЦБ) или Международный валютный фонд (МВФ) могли бы провести действительно независимую экспертизу и прямо указать на проблемы. Если этого не сделать, политическая и экономическая ситуация в Испании ухудшится.
- В чем конкретно выражается ухудшение экономической ситуации в Испании?
- По-моему, именно дышащая на ладан банковская система Испании повинна в том, что вполне конкурентоспособные на мировых рынках испанские предприятия не развиваются. Они лишены доступа к необходимым кредитам. А Испании просто необходимо расширять производство, чтобы вызвать рост и оздоровить экономику.
Беседовал Ральф Бозен
Редактор Наталья Позднякова
Deutsche Welle, 6 июня 2012
Кoличество переходов на страницу: 960
Версия для печати | Сообщить администратору | Сообщить об ошибке | Вставить в блог |